Схимонах Епифаний
ЖИЗНЬ СВЯТИТЕЛЯ
ФЕОФАН, АРХИЕПИСКОП ПОЛТАВСКИЙ И ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ
ПОСЛЕСЛОВИЕ
В связи с приведенными выдержками из трудов Архиепископа Полтавского и
Переяславского Феофана сам собою напрашивается вывод, что сообщение в печати
о якобы увезенном в Москву архиве Архиепископа Феофана оказалось ошибочным.
При обстоятельствах, по великой милости Божией, чудесных мы нечаянно напали
на след если не всех трудов Архиепископа Феофана, то, по крайней мере,
значительной их части. Этой частью архива, по праву покупки, владел бывший,
ныне покойный, Экзарх Московской Патриархии в Западной Европе Митрополит
Николай (Еремин).
Митрополит Николай был любезен сообщить нам следующее.
Инициатива покупки архива принадлежит, по особым политическим расчетам,
Московской Патриархии в СССР. В начале пятидесятых годов Патриарх запросил
Экзарха Западной Европы узнать, где находится архив Архиепископа Феофана
и можно ли его купить. Оказалось, что архив находится у двух бедствующих
женщин, у которых Архиепископ жил и скончался, и они хотели бы получить
за него двести тысяч франков. Митрополит выкупил архив за сто пятьдесят
тысяч франков.
Приобретя архив, Митрополит снял с шестнадцати рукописей (это были
выписки из Святых Отцев и некоторые труды Архиепископа об Искуплении) машинописные
копии и как образцы выслал их в Москву. В ответ на это Патриарх Алексий
(Симанский) написал Экзарху, что их, собственно, интересует в архиве только
лишь воспоминание о конфликте с Императрицей из-за Распутина, "все прочее
нас не интересует!"
В беседе с Экзархом по поводу архива, содержание которого было известно
нам, мы высказали мысль, что архив Архиепископа Феофана, нечаянно оказавшийся
у него, по духовному содержанию адресован и является собственностью будущей
Всероссийской Православной Церкви, которая в настоящем незрима. И сам он,
Митрополит Николай, ошибается, считая Московскую Патриархию той будущей
Всероссийской Православной Церковью, ибо Патриарха Московского этот архив-таки
не заинтересовал. И так же ни одна из юрисдикций, существующих за границей,
в положительном смысле не может интересоваться этим архивом, разве только
в отрицательном: как уничтожить его. И, видимо, особый промысл Божий в
том, что архив не достался людям, заинтересованным в его уничтожении.
Многоценный архив Архиепископа Феофана нельзя ни продать, ни купить
за деньги. Это ценность духовная, а не материальная, и принадлежит он только
истинной Церкви, которая одна может по достоинству его оценить. А временные
хранители этого архива должны понимать свою высокую обязанность и задачу.
Они не собственники многолетних трудов Архиепископа Феофана, трудов, не
продаваемых и не покупаемых. Они не имеют морального права по своему усмотрению
уменьшать или увеличивать состав этих трудов, уничтожать то, что, по их
мнению, в архиве ошибочно, или прибавлять к нему то, чего, с их точки зрения,
в нем недостает. Своей покупкой они не приобрели право на какое-то соавторство.
И никакое вмешательство в содержание архива, в его дух - недопустимо. Всякие
поправки, переделки или цензура - все это есть фальсификация, подлог и
обман.
Архив Архиепископа Феофана должен поступить в собственность Всероссийской
Православной Церкви будущего неискаженным архивом Святителя Феофана Полтавского
и Переяславского. Поэтому во что бы то ни стало необходимо сохранить надежно
наследие такого иерарха Всероссийской Православной Церкви, который пишет
не от себя, а с точки зрения Святых Отцев. Он пишет по всем главным вопросам
церковной жизни, бесстрастно и независимо от всех ориентаций и юрисдикций
ныне разделенной, но некогда единой Всероссийской Церкви. Он - единственный,
стоящий вне разделений, произведенных в основном четырьмя догматическими
уклонениями от учения Святых Отцев: софианством, антонианством, евлогианством
и сергианством. В то время как все иерархи в той или иной степени допустили
компромиссы с нововведениями, он, единственный, был непоколебимым последователем
учения Святых Отцев. К голосу его, голосу смиренному, должно прислушаться
всем, ибо не сам он избрал себе этот путь, но Господом был поставлен на
это "великое служение", и он его исполнил. Увы, мнимые "столпы" ушли из
жизни, не раскаявшись в соделанном разделении Церкви. И сам Святитель Феофан
покинул эту жизнь жестоко оклеветанным мучеником во Христе. И даже труды
его находятся в чужих и чуждых руках. Если о "прибавлениях" к архиву у
нас нет никаких данных, то в отношении "убавления" у нас нет никакой уверенности,
что оно не допущено. Судя по всему, многих материалов в архиве не оказалось.
Так, например, нет того, о чем Архиепископ сообщает в письме от 9 декабря
1931г.:
"Не знаю в подробностях Ваших дел. Но думаю, что не лучше, если не
хуже, обстоит дело в религиозно-нравственном отношении и в других православных
странах. По крайней мере, с уверенностью могу сказать о России подъяремной
и о России заграничной. Относительно положения дел церковных там я располагаю
огромными материалами: всего около семисот страниц. Не менее важными и
огромными материалами располагаю и о жизни церковной здесь. Общий вывод
из всех этих материалов получается ужасный. Но, разумеется, есть среди
общей тьмы и "останок благодатный", которым и держится вера православная
и там и здесь..." (Письма Архиепископа Феофана Полтавского и Переяславского,
Джорданвилль, 1976г.).
Вот этого "огромного материала" нет в Архиве Архиепископа Феофана.
Он исчез!.. Как нет и того материала, который связан с учением протоиерея
о. Сергия Булгакова о Софии. Как и по многим важнейшим каноническим и догматическим
вопросам материалов в архиве нет, в то время, как твердо знаем, что они
были и должны быть. Что это значит? Это значит, что совершено большое преступление
перед историей Всероссийской Православной Церкви, и это преступление совершено
заинтересованными.
Предыдущая глава
Возвратиться к оглавлению