Схимонах Епифаний
ЖИЗНЬ СВЯТИТЕЛЯ
ФЕОФАН, АРХИЕПИСКОП ПОЛТАВСКИЙ И ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ
Глава тридцатая
Приезд во Францию
Переезд Архиепископа Феофана во Францию был вызван исключительными по глубине
и важности соображениями.
В середине апреля 1931 года, в среду, 29 числа по новому стилю, Архиепископ
Феофан навсегда покинул гостеприимную Болгарию, где прожил пять лет. Он
переехал во Францию по настоятельной просьбе его петербургских знакомых
Пороховых и поселился в Париже, в районе Клямар, на рю Паскаль, 2. Люди
эти, Федор Васильевич и Лидия Николаевна Пороховы, выехавшие из России
после революции, в 1918 году, были приближенными ко Двору, в частности,
к Императрице Марии Федоровне, супруге Императора Александра III и матери
последнего из Дома Романовых Императора Николая II. Духовно Пороховы окормлялись
широко известным благодатным Старцем, иеросхимонахом Варнавой, подвизавшимся
в Гефсиманском скиту Св. Троице-Сергиевой Лавры.
Род Пороховых знаменит. Он берет свое начало от Богдана Хмельницкого.
У гетмана Малой Руси Богдана (Феодора) Хмельницкого был сын. И дал ему
Богдан по нраву прозвище - Порох. А в те далекие времена турецкие султаны
вели непрерывную войну с бедствующей Малой Русью, с запорожскими казаками...
Грабили население, уводили в плен, убивали. И случилась беда - сын Гетмана,
казак Порох, попал в плен к туркам. Турки хотели его убить. Но, по молитвам
родителей и множества молившихся о его спасении, совершилось чудо, Господь
спас его от смерти. Потрясенный чудом спасения сына Пороха, Богдан снял
с руки своей золотой перстень, вынул из него драгоценный камень и вложил
его в икону Спасителя.
По прошествии времен прозвище "Порох" удлинилось, превратившись в фамилию
Пороховых.
Федор Васильевич Порохов, его прямой потомок, по чину - генерал, профессор
математики. Человек, беззаветно преданный Богу. От Господа дана была ему
мудрость и сила. Мало кто знает о нем, человеке героической судьбы, но
он, чуждаясь славы человеческой, жил во славу Господа.
Брата его Василия Порохова, расстреляли большевики. И его дочь Анастасию,
оставшуюся круглой сиротой, Федор Васильевич принял к себе. Она вместе
с ним и его женой Лидией Николаевной, в тайном постриге монахиней Марией,
выехала за границу.
Со смертью их кончился героический род Гетмана Богдана Хмельницкого.
Эта семья, находившаяся на исторической авансцене как бы в тени, явилась
хранительницей тайны о Государе Николае II и Наследнике Престола, которые
чудом Божиим, хотя и дорогою ценою, были спасены.
Дело Божие, дело спасения Царской Семьи совершилось по инициативе и
с благословения одного из высших иерархов Российской Православной Церкви
Митрополита Московского и Коломенского Макария, (Парвицкого). Оно было
организовано и разработано восемью гвардейскими офицерами под начальством
генерала Порохова. Они сумели проникнуть в охрану "дома Ипатьева",
где находились Царственные узники.
Надо полагать, что переодевшись красноармейцами, они сумели проникнуть
в охрану дома Ипатьева и подменить добровольцами все Царское Семейство.
И скорый расстрел и сожжение останков "двойников" Царственных Узников были
вызваны отнюдь не соображениями внешней опасности (захват белыми), а только
внутренними мотивами - желанием скрыть происшедшее и не дать возможности
кому-либо установить точно, кто именно был расстрелян в ту июльскую ночь
1918г. в подвале дома Ипатьева в Екатеринбурге.
Трудно говорить о таком засекреченном деле. Имеется немалая литература
по данному вопросу на разных языках. Опубликованы секретные письма коронованных
особ Европы, родственных Дому Романовых, написанные в свое время условным
языком. Авторы различных исследований расходятся только в деталях, но в
главном утверждают, что все Царское Семейство было спасено и вывезено из
России. Но далее все покрывает непроницаемая тайна, и тайне этой уже много
лет.
В спасении Царского Семейства повторился мученический подвиг Ивана
Сусанина и его малолетнего сына, добровольно отдавших свою жизнь за спасение
юного Царя, первого в Доме Романовых. И вот за последнего в том же Доме
Романовых многие, очень многие отдали свою жизнь!
Великий грех цареубийства в некотором смысле, и только в некотором,
был снят с совести российского народа. Нашлись самоотверженные, героические
люди, готовые на мученичество, они с радостью отдали свою жизнь за жизнь
Царя, помазанника Божия.
Чудом Божиим были спасены Император Николай II, его сын и Наследник
Престола и вся его Царственная Семья.
Что это - легенда? Слухи? Но слухи эти живут и среди русской эмиграции
за рубежом, и в самой России.
И главным источником слухов за границей была Августейшая Мать Государя
Николая Александровича, Государыня Императрица Мария Федоровна, жившая
тогда в Дании. Ее слова передавались из уст в уста: "Слава Богу! Государь
и его сын, Наследник, живы!" Дальше она ничего не говорила и никогда не
присутствовала ни на одной из торжественных панихид, устраиваемых ежегодно
за рубежом. Это чрезвычайно веский аргумент в пользу этой версии!
Из бесед с Владыкой Феофаном об этой тайне можно заключить, что сам
он не был абсолютно уверен в несомненности этого слуха, так как не располагал
убедительными фактами. Утверждение Пороховых, мнение Императрицы оставляли
место для сомнений. Только встреча со здравствующим Государем, которого
он знал лично, могла развеять его сомнения. "Уж я-то, - говорил Владыка
Феофан, - смогу удостовериться: Государь передо мною или все великий обман.
Но меня обмануть нельзя. Я могу спросить о таких подробностях, о которых
знали только я и Государь". Архиепископ при этом полагал, что для встречи
со спасенным надо будет куда-то ехать.
Но прервем свой рассказ о спасенном Государе и остановим внимание на
некоем схимнике, имевшем отношение и к Государю и к Владыке Феофану. При
беседах Владыки с его келейником упоминался схимник, живший, как предполагалось,
на берегу Атлантического океана.
По национальности он серб. Но серб, который говорит о России, как о
своей Родине. В сохранившихся его письмах он называет Государя и Государыню
"нашими Государями". Он исключительный патриот России, и мало, наверно,
найдется русских, проявляющих подобные патриотические чувства.
Высшее образование он получил в России, в Санкт-Петербургской Духовной
Академии, где ректором в ту пору был Епископ Феофан. Но сам Архиепископ
никогда не упоминал этого студента. Старец писал также, что в 1921 году
он преклонил колени перед Архиепископом Феофаном в группе "постников",
приветствовавших Архиепископа при переезде его через Сербскую границу.
Группа в тот момент не обратила на себя внимания Архиепископа.
Будущий схимник готовил себя к научной работе, но Господь послал его
в послереволюционную Россию. Старец пробыл в Сибири около шести лет, перемещаясь
с места на место. Парижские "Последние новости" писали, что в Сибири появился
какой-то неведомый проповедник, которого окружали, почти ловили руками,
но он попросту исчезал. Как писал Старец: "Господь послал меня в Сибирь
и дал мне особого Ангела Хранителя!"
В 1926 году опять же при помощи Ангела он оказался в Сербии. В одном
из своих писем Старец сообщает, что у него произошел конфликт с Патриархом
Сербским, который обратился к Старцу за советом. Но, видимо, старец не
выразил пиетета, ответив Патриарху так: "Прочти сербский народный сказ
о волке и шакале", и Патриарх так возмутился, что исключил Старца из своей
паствы, отняв у него храм и лишив его права священства.
В это же время Господь сказал Старцу: "Пойди к Королю Александру и
исцели его больного сына Петра, он умирает. Когда ты это сделаешь и Король
предложит тебе деньги, ты ему скажи: "Масонских денег я не принимаю. Продай
мне свою землю, я за нее заплачу". Король был чрезвычайно удивлен и явным
чудом исцеления сына Петра, и ответом Старца, и тем, что он оказался во
дворце, и продал ему участок земли в горах на границе со Словенией. Старец
сначала построил здесь хижину, а затем на деньги широкого круга жертвователей
воздвиг златоглавый храм, зарегистрировав его на имя Государя Императора
Николая II и Архиепископа Феофана.
Старец сильно бедствовал в зимние месяцы. Иногда у него не оставалось
ни куска хлеба, ни дров. Старец молился, а поутру находил у двери дрова
и продукты.
В письмах к своему доверенному лицу во Франции Старец говорит, что
Господь избрал его как бы руководителем Царской Семьи в исключительных
условиях. Потому что воля Божия относительно членов Царской Фамилии открылась
именно Старцу.
Ко времени прихода к власти в Югославии коммунистов связь Старца с
доверенным лицом во Франции ослабевает, а затем и вовсе прекращается.
Невольно к этому отшельнику относилось многое, ибо Владыка пользовался
его советами, хотя связь между ними была чисто духовной и они так ни разу
не встретились.
Близким людям, оставшимся в Болгарии, Владыка Феофан обещал письмом
сообщить о встрече с Государем, если он точно удостоверится в его подлинности.
И вот вскоре после его отъезда из Болгарии было получено письмо, в
котором Архиепископ Феофан лаконично сообщает: "Никаких сомнений нет! И
ездить никуда не надо..."
Это означало то, что у Архиепископа Феофана нет уже и тени сомнений,
что Государь Император Николай Второй действительно спасен и жив и что
Архиепископ Феофан его лично видел и имел с ним беседу, убедившую его в
том, что перед ним был настоящий Государь...
Конец фразы "и ездить никуда не надо" показывает, что или сам Государь
был на квартире Пороховых, или он был где-то в Париже, и Владыка имел там
с ним встречу.
Но почему Государь пожелал встретиться именно с Архиепископом Феофаном,
а не с другим кем-либо из иерархов Зарубежной Церкви? Были ли побудительные
причины к этому?
Да, были. И прежде всего та, что и сам Государь, и, в особенности,
Государыня Александра Федоровна знали Владыку Феофана лучше всех других
иерархов Православной Российской Церкви, и только с лучшей стороны; и лично
Государь доверял ему... Но главное в том, что и Государь, и Государыня
сознавали свою неправоту, свою вину перед Архиепископом в давней истории
с Распутиным. Они поняли, что действовали в 1911г. только как «власть имущие».
И когда, через шесть лет, эту власть потеряли, то покаянно осознали, что
в отношении к Владыке Феофану у них не было должного уважения, как к говорившему
им то, что ему велел сказать Бог.
Если допустить, что в 1931 году Архиепископ встречался не с истинным
Государем, которого и мировая пресса, и вся историческая наука считают
убитым вместе со всею Семьею в Екатеринбурге, а с каким-то изощренным обманщиком
и самозванцем, более ловким, чем Лжедмитрий в начале 18 века, то надо допустить
и удивительную, неправдоподобную и совсем не свойственную Архиепископу
Феофану наивность и простоту. Но с этим не могут согласиться все те, кто
близко и хорошо знал Владыку. Ведь он был тем редким в наше время человеком,
кто на протяжении всей своей жизни проявлял духовное мужество, начиная
с детского возраста, вскрывая при этом исключительные умственные способности.
Он был человеком, который находил в себе смиренную мудрость говорить правду
в глаза Царям, когда они ошибались. Он был тем редким человеком, для которого
«стояние в Истине» было смыслом его жизни.
Есть еще аргумент в пользу того, что Архиепископ встречался с настоящим
Государем. Не может быть никакой исторической аналогии с Лжедмитрием, потому
что в последнем случае совершенно отсутствовала даже слабая тень политической
цели. А у Лжедмитрия такая цель была единственным мотивом: он добивался
Московского Престола. Спасенный Государь удостоверял самый факт своего
спасения, при этом удостоверял в глубочайшей тайне редчайших, самых избранных
лиц, говоря о неизреченной милости Божией, сотворившей "чудо спасения".
И это удостоверение осталось такой тайной, в которую не может проникнуть
никто из "заинтересованных". Тем не менее мы возвращаемся к этой тайне
сейчас, когда уже не осталось живых свидетелей ее, почти через полвека
после кончины Архиепископа Феофана. Мы возвращаемся к этой тайне только
потому, что нельзя обойти главнейшей страницы его жития. И эта страница
убеждает нас, что ни сам Государь, ни Архиепископ Феофан, доверенное лицо
Государя, не нарушили этой тайны и унесли ее в иной мир. Они приоткрыли
только некоторым, что здесь тайна сугубая, религиозная, духовная, мистическая,
за которую подобает воздавать славу Творцу и Господу Богу.
Недаром московский благодатный старец, иеросхимонах Аристоклис, положивший
начало в Св. Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе, перед тем пребывавший
там в затворе и воссиявший в революционные дни, часто повторял загадочные
слова, наполненные глубоким смыслом: "Дом Романовых - великая тайна, великая
тайна!"
К главе 30
За три дня до злодеяния, 1/14 июля, была последняя служба в помещении,
занимаемом Царской Семьей в доме Ипатьева. Священник, отец Иоанн Сторожев,
совершавший там каждое воскресенье службу, так описывает последние дни
Царской Семьи: "Мне показалось, что как Николай Александрович, так и его
дочери на этот раз были - я не скажу - в угнетении духа, но все же производили
впечатление как бы утомленных... По чину обедницы положено было в определенном
месте прочесть молитву "Со святыми упокой". Почему-то на этот раз о. диакон
вместо прочтения запел эту молитву, стал петь и я... Но едва мы запели,
как я услышал, что стоявшие позади меня члены Семьи Романовых опустились
на колена..." Так приготовились они к своей смерти, принимая погребальное
напутствие.
В это богослужение, вопреки обыкновению, никто из членов Семьи не пел,
(потому что это были новые люди!), на что тотчас же обратили внимание священник
и диакон и, выйдя из дома, они поделились своими впечатлениями, что как
будто у них там что-то случилось и они все какие-то другие ("Новые Мученики
Российские". Первое собрание материалов). Рассказ священника, проведшего
последнюю службу в доме Ипатьева - единственное свидетельское показание
очевидца, предполагавшего, что "там что-то случилось". Он не знал, что
именно, и лишь догадывался, но эта догадка говорила о многом, о том, что
Царственные Узники были подменены переодетыми в царское платье двойниками.
В сумятице событий - белые должны были вот-вот занять город - все происходило
наспех: быстрые допросы, заученные ответы... Никто не вдумывался в происходящее,
спешили уничтожить Царскую фамилию, стереть с лица земли даже память о
ней.
Секретный ход из дома Ипатьева
После революционной вспышки 1905 года инженер Ипатьев, владелец военного
завода в Екатеринбурге, понял, что при повторении тех же событий ему угрожает
опасность быть уничтоженным. Поэтому он решил сделать секретный потайной
ход из дома с выходом в безопасное место. План был осуществлен. Секретный
туннель был без употребления до революции 1917 года. Сам инженер покинул
Екатеринбург...
Дом Ипатьева с секретным ходом оказался в 1918 году местом заключения
Царственных узников... Не совершилось ли спасение Царской семьи через этот
тайный ход?! Если от людей этот ход был тайным, то не от Господа Бога.
И совершилось великое таинство веры Христовой в жизни Помазанника Божия
по слову Евангельскому: "... затворив двери твоя (двери нестерпимо скорбящей
души), помолися Отцу твоему, иже в тайне: и Отец твой, видяй в тайне, воздаст
тебе яве" (Мф. 6,6). Вся Царственная Семья непрестанно вопияла тайно к
Богу, и в ответ на такое моление совершилось великое чудо спасения всего
Царского Семейства.
Дом Романовых - великая тайна
Как совместить, как понять несомненные два свидетельства, удостоверяемые
свыше, что, с одной стороны, вся Царская Семья святые мученики, прославляемые
Богом, а с другой стороны, Государь Император Николай II и вся его Семья
спасены от расстрела?! Как слить воедино смерть и жизнь? Как примирить
эти две версии?
Подсоветская земля, подъяремная и многострадальная, полна народных
сказаний как о преславной мученической кончине всей Царской Семьи, так
и о их "посмертной" жизни на земле.
Некто рассказывал, что ему попадалась на глаза в Сибири одна рукопись
о Царской Семье, которую нельзя не признать очень близкой по содержанию
к некоторым страницам опубликованного за границей сборника протопресвитера
Михаила Польского "Новые Мученики Российские" (Джорданвилль, 1949 год).
Удивительно то, с какою быстротою успела эта книга пересечь границу СССР
и оказаться далеко за Уральским хребтом, в глубокой Сибири.
Первое свидетельство относится ко времени Гражданской войны. Было это
на юге России. Небольшой казачий отряд с маленьким обозом потерял связь
со своими частями. Окруженный со всех сторон красными, отряд был принужден
укрыться на ночь в непроходимой болотистой местности. Красные были спокойны,
что белые никуда не уйдут - они оказались как в мешке. Больше половины
отряда были женщины, дети, старики и раненые. В отряде был священник, отец
Илья. Все понимали огромную опасность. И отец Илья обратился к казакам
со словом:
- У нас иной надежды нет, как уповать на Бога. Давайте молиться. Сегодня
ведь день памяти нашего Царя-мученика и всего Царского Семейства. А сын
его, отрок Алексий, был Почетным атаманом всех казачьих войск. Давайте
попросим их, чтобы они ходатайствовали перед Господом о нашем спасении,
о спасении христолюбивого воинства казачьего!
И отец Илья отслужил молебен мученику Николаю, Государю Российскому.
И припев на молебне был: "Святые мученики Дома Царского, молите Бога о
нас!"
Вся сотня и весь обоз усердно, со слезами, молились и пели. В конце
молебна отец Илья произнес отпуст:
- Молитвами святаго Царя-мученика Николая, Государя Российского, Наследника
Его отрока Алексия, Царевича, христолюбивых казачьих войск атамана, благоверныя
Царицы-мученицы Александры и чад ея Царевен-мучениц Господь Бог помилует
и спасет нас, яко благ и человеколюбец.
- Аминь! - был ответ.
Некоторые в отряде сомневались и возражали, что эти Царственные мученики,
хотя и святые, но еще не прославлены и чудеса от них не явлены, но отец
Илья возразил:
- Вот и увидите, что молитвами их мы выйдем... А это и значит, что
они уже прославлены... Сами слыхали, как народ прославляет их, Божий народ!..
А вот и покажет нам путь святой отрок Алексей. А разве не видите вы чудо
гнева Божия на всю Россию за неповинную кровь их?! Веруйте, крепко веруйте,
и будет чудо по святым молитвам их! И мы увидим спасение, потому что чтим
святую память их... А разве в житиях Святых не читаем, когда на телесах
святых мучеников, безо всякого прославления, христиане храмы строили,
лампады им возжигали, как предстателям и ходатаям...
И явное чудо Божие совершилось. Двинулись ночью по болоту, шли и по
колено, и по пояс в воде, проваливались и по шею. Лошади вязли, но выскакивали
и опять шли... И совершенно не помнили, сколько времени шли... Никто ничего
в пути не говорил. Лошади не ржали, как будто не устали. И вышли: сорок
три женщины, четырнадцать детей, семь раненых, одиннадцать стариков и инвалидов,
один священник и двадцать два строевых казака - девяносто восемь человек.
И оказалось, что вышли на ту сторону болота, угол которого занимали
казаки, сдерживающие обходное движение красных, - прямо в середину своих.
Из окрестных жителей никто не верил, что они прошли этим путем. И шума
не слышал неприятель. И куда девались отрезанные, не могли установить красные
партизаны. Были люди - и нет их!
Вот какое чудо совершил Господь по молитвам Святых мучеников Дома Царского!
Это один из примеров того, что случалось на Российской земле. А вот
сообщение из чужой страны.
В сербской печати в 1925 году появилось сообщение о том, как одной
пожилой сербке, потерявшей на войне двух сыновей убитыми и одного без вести
пропавшим, (она считала и его тоже убитым), было открыто, что сын ее жив.
Однажды после горячей молитвы за всех погибших в минувшую войну бедная
мать заснула и увидела во сне Императора Николая II, сказавшего ей, что
сын ее жив и находится в России, где он вместе с двумя убитыми братьями
боролся за славянское дело. "Ты не умрешь, - сказал русский Царь, - пока
не увидишь своего сына!"
Вскоре после этого вещего сна старушка получила известие, что сын ее
действительно жив, и через несколько месяцев после того она, счастливая,
обнимала его, живого и здорового, прибывшего из России на родину.
Этот случай чудесного явления во сне Императора Николая II стал широко
известен в Сербии, передаваясь из уст в уста. В Сербский Синод начали поступать
со всех сторон сведения о том, как горячо сербский народ, особенно простой,
любит покойного русского Императора и почитает его святым.
11 августа 1927 года в белградских газетах появилась заметка под заголовком
"Лик Императора Николая II в Сербском монастыре, что на Охридском озере",
в которой говорилось о том, что русский художник и академик живописи С.Ф.
Колесников был приглашен для росписи нового храма в древнем сербском монастыре
Св. Наума. Причем ему была предоставлена полная свобода в работе по украшению
внутреннего купола и стен. Поэтому художник задумал написать на стенах
храма лики пятнадцати святых, размещенных в пятнадцати овалах. Четырнадцать
ликов были написаны сразу же, а место для пятнадцатого долго оставалось
пустым, так как какое-то необъяснимое чувство заставляло С.Ф.Колесникова
повременить.
Однажды в сумерках Колесников вошел в храм. Внизу было темно, и только
купол прорезывался лучами заходящего солнца. В храме была дивная игра света
и теней, все кругом казалось неземным и особенным. В этот момент художник
вдруг увидел, что оставленный им чистый овал ожил и из него, как из рамы,
глядел скорбный лик Императора Николая II.
Пораженный чудесным явлением мученически убиенного русского Государя,
художник некоторое время стоял в оцепенении. Под влиянием молитвенного
порыва он приставил к овалу лестницу и, не нанося углем контуры чудного
лика, одними кистями начал прокладку. Колесников не мог спать всю ночь
и, едва забрезжил рассвет, пошел в храм, где работал с таким жаром, с каким
не работал никогда.
Он писал без фотографии. Образ Государя, однажды виденного, запечатлелся
в памяти художника. Закончив свою работу, этот портрет-икону он снабдил
надписью: "Всероссийский Император Николай II, приявший мученический венец
за благоденствие и счастие славянства".
Вскоре в монастырь приехал командующий войсками Битольского военного
округа, генерал Ристич. Посетив храм, он долго смотрел на написанный Колесниковым
лик покойного Государя, и по щекам его текли слезы. Затем, обратившись
к художнику, он тихо промолвил: "Для нас, сербов, это есть и будет самый
великий, самый почитаемый из всех святых".
Вопрос о причислении Государя Императора Николая II и его Семьи к лику
святых безо всяких колебаний и сомнений был поднят прежде всего в Югославии.
Сербский народ возлюбил российского Царя всем сердцем. 30 марта 1930 года
была опубликована в сербских газетах телеграмма, в которой православные
жители города Лесковац в Сербии обращались в Синод Православной Сербской
Церкви с просьбой поднять вопрос о причислении к лику Святых покойного
российского Государя Императора Николая II, бывшего не только cамым гуманным
правителем российского народа, но и погибшего славною мученическою смертью,
защищая Сербию.
В сербской армии есть поверье, что ежегодно в ночь накануне убиения
Государя и его Семьи российский Император появляется в кафедральном соборе
в городе Белграде, где молится перед иконой святого Саввы за сербский народ.
А затем, согласно этому сказанию, он пешком идет в Главный штаб и там проверяет
состояние Сербской армии.
Это сказание было широко распространено среди офицеров и солдат.
Что же следует из того, что было сказано выше?
Если Государь Император Николай Александрович и его Семейство - святые
мученики, то этим удостоверяется, что они уже не на земле, а в Царстве
Небесном! Но как тогда совместить все это с сообщением Архиепископа Феофана
о том, что Императорское Семейство все спасено от насильственной смерти
и что он лично видел Государя Николая Александровича живым и беседовал
с ним?
В сложившейся ситуации все сводится к вопросу: можно ли, по достоинству
жизни, быть святым мучеником и продолжать жить на земле, можно ли, минуя
насильственную смерть, стать мучеником? Очевидно, да!
Кто бы назвал Преподобного Серафима Саровского мучеником? Наверно,
никто. Он - великий Преподобный. А вот Господь после кончины его, как сообщается
в его житии, наименовал его мучеником. Сообщается, что один подвижник,
по преставлении его, молился о нем. И задумался, какое Евангелие прочесть
в память и честь его. И вдруг услышал голос свыше: "Читай мученическое!.."
Кто бы назвал Преподобного Антония Великого мучеником? А вот св. Афанасий
Великий, составитель его жития, именует его мучеником не только в переносном
смысле, но и в прямом. Но когда же и где он претерпел этот величайший подвиг?
Св. Афанасий повествует, что однажды Преподобный отец, простившись с братией,
вышел из пустыни с твердой решимостью принять мученичество за Христа. Пришел
в Александрию на место, где лилась кровь мученическая. Он громко ободрял
мучеников, наставляя их на величайший подвиг, он упрекал мучителей, возражал
и спорил с главным судиею, неоднократно исповедовал свою веру в Господа
Иисуса Христа. Всего этого было вполне достаточно, чтобы и Антония подвергнуть
изощренным мукам и предать смерти. Но Господь распростер Свой покров над
ним, и мучитель не совершил возможного злодеяния: Антоний остался живым.
Явное чудо! Но Преподобный Антоний показал всем, что он готов умереть за
Христа.
Так и с Имперетором Николаем и его Семейством. Не было воли Божией
на то, чтобы он закончил свою богоугодную жизнь в 1918 году, а воля Божия
была как раз на то, чтобы жизнь Государя продлилась на многие годы, когда
бы созрел тот мученический плод, который покупается ценой не только физических
страданий, но и страданий нравственных.
И многие из подвизавшихся во Христе окажутся в высшем чине святых,
в мучениках, хотя и не пролили своей крови и не умерли насильственной смертью.
Так Сама Царица Небесная в явлении Преподобному Серафиму Саровскому
в 1831 году, при котором присутствовала старица-монахиня Евдокия, сказала
этой старице о тайных мучениках: "Вот посмотри на сих дев Моих (с Царицей
Небесной было двенадцать дев-великомучениц) и на венцы их. Иные из них
оставили земное царство и богатство, возжелав Царства вечного и Небесного,
возлюбивши нищету самоизвольную, возлюбили Единого Господа и за то, видишь,
какой славы и почести сподобились. Как было прежде, так и ныне. Только
прежние мученицы страдали явно, а нынешние - тайно, сердечными скорбями,
и мзда им будет такая же!" А в разговоре мучениц с Евдокией девы сказали
ей: "Не так Бог даровал нам эту славу, а за страдание и за поношение; и
ты пострадаешь!"
И если не отвлеченно говорить о мучениках, но особо о мученичестве
Государя и его Семейства, то духовно они уже святые мученики, перенесшие
страшный крест страданий не только личных, но и огромный крест страданий
за Россию и за падший российский народ. Они с величайшим смирением и кротостью
снесли все поношения, особенно жестокие со стороны разнузданной, пьяной
охраны. Они неоднократно пролили свою "кровь" ради любви ко Господу. Они
подготовились к мученической кончине, желанной им и избавляющей их от нравственных
мучений, и были от нее всего на один шаг. Но пути Господня промысла неисследимы,
и судьбы Его непостижимы (Рим. 11, 33). Избавление от смерти пришло внезапно.
Не было времени ни колебаться, ни возражать. Надо было только повиноваться
промыслу Божию, о котором свидетельствует великий избранник Божий, Старец-серб:
"Они спасены всемогуществом Великого Бога нашего и спасены прежде всего
за то, что верны были Ему... Сам Государь Император был всегда трогательно
Ему верен. Много он делал добра, не только явного, но и тайного, многих
бедных вывел в люди, но и много терпел он бессовестной клеветы. А в особенности
- она, Государыня. Сколько неимоверной грязи, сколько самой низкой, подлой
лжи лили и льют на эту чистую, святую мученическую голову..."
Государь часто любил повторять слова Господни: "У Меня возмездие и
Я воздам!"
И Он, "кто Бог велий, яко Бог наш", Он воздал им за веру и терпение
и упование... Совершилось великое чудо, чудо Божие, Господь спас Государя,
Государыню и все их Царственное Семейство от "зверей земных", от большевиков
и чудесно вывел их всех за пределы России. И сколько лет продолжается чудо
великое, чудо сохранения их!..
Следующая глава
Предыдущая глава
Возвратиться к оглавлению