Позде же бывшу, приведоша к
нему бесны многи: и изгна
духи словом, и вся болящия
исцели (Мф. 8, 16).
Такие слова присоединяет евангелист Матфей к своему повествованию в
ныне чтенном Евангелии об исцелении расслабленного слуги капернаумского
сотника. При чтении сих слов, может, кто-нибудь спросит: а существуют ли
"бесноватые" в наше время, и если существуют, то возможно ли их исцеление"?
На этот вопрос недоумевающим мы ответим не отвлеченными рассуждениями,
а изложением того, что действительно произошло в наши, не столь отдаленные,
времена и чему современниками и свидетелями мы сами были.
В 1909 году по всему Петербургу разнесся слух о том, что шестнадцатилетний
юноша Павел Ильин, одержимый каким-то необъяснимым для науки недугом, привезен
был к литургии в Иоанновский монастырь на Карповке. И здесь произошло с
ним следующее. Во время Херувимской песни он вырвался из рук пятнадцати
сильных мужчин, державших его, и затем по воздуху пронесся над народом
к западным вратам храма и у входа в храм упал без чувств. Бесчувственного,
его взяли и принесли к гробнице Иоанна Кронштадтского. Здесь больной на
краткое время очнулся, а затем крепко заснул. Во время сна явился ему о.
Иоанн, дал ему наставления, исповедал его и велел ему ехать в Валаамский
монастырь. Что именно происходило во сне, больной, проснувшись, не хотел
говорить. И если бы не отрывочные фразы, сказанные вслух во время сна:
"Отец Иоанн, прости, помолись, исполню", - то возможно, что все это скрыл
бы, но когда он услышал от окружающих эти свои слова и понял, что они знают
о происшедшем, то все открыл.
Вот что произошло с ним. Он увидел о. Иоанна, сидящим в кресле у своей
гробницы. При этом о. Иоанн сказал ему: "Ты видишь меня в таком виде, в
каком меня никто не видел. Служи по мне панихиды, как то установлено Церковью.
Но Великому Богу угодно меня прославить. Придет время и мне служить будут
молебны".
После этих слов о. Иоанн дунул на больного, благословил его и добавил:
"В свое время я скажу тебе, что нужно будет делать тебе для полного исцеления!"
И, сказавши это, скрылся.
Что же наблюдали в это время окружавшие больного? Они видели, как он
грыз зубами мраморную гробницу отца Иоанна и диким голосом кричал: "Выхожу,
выхожу, о великий угодник и пророк Иоанн, но не совсем!"
Конечно, кричал не он сам, а обитавший в нем демон. После этого Павел
уже не так страдал от своей болезни, но не совсем выздоровел.
В том же 1909г. году он из Петербурга переехал в Выборг; с благословения
Архиепископа Финляндского записался в послушники Валаамского монастыря
и поселился в архиерейском доме в г. Сердоболе (имение Хюмпеля). Он исполнял
здесь послушание на огороде и прислуживал в качестве чтеца при церкви.
Там жил он до октября месяца 1911 года. 19 октября того же года, в день
памяти преподобного Иоанна Рыльского и дня Ангела отца Иоанна Кронштадтского,
Господь благоволил явить новую милость Свою болящему Павлу чрез о. Иоанна
во исполнение обещания об исцелении, данного ему последним при гробнице.
С ним произошло следующее. Вечером в этот день, после всенощного бдения,
брат Павел читал акафист Божией Матери и во время чтения акафиста пришел
в состояние восхищения. Его духовному взору открылось дивное видение. Первоначально
во славе явился о. Иоанн с преподобным Иоанном Рыльским, затем Павел Фивейский
и Афанасий Афонский и множество других Преподобных Отцев. Все они приветствовали
друг друга радостными возгласами: "Радуйся, Иоанне, радуйся, Павле, радуйся,
Афанасие!.." Наконец за ними явилась Сама Богоматерь в неописуемой славе,
при появлении Которой хор Преподобных Отцев торжественно воспел песнь:
"Взбранной Воеводе победительная..."
После этого о. Иоанн подошел к брату Павлу и сказал:
- А теперь выйди из тела и душой последуй за нами!
Весьма трудно было исполнить это повеление Павлу, но он исполнил его
и последовал за Преподобными Павлом Фивейским, Иоанном Рыльским и за Иоанном
Кронштадтским.
- Они мне показывали, - говорил Павел, - первоначально райские обители
и наслаждения, предназначенные для добродетельных, а затем мучения грешников.
Как слава и блаженство праведников, так и мучения грешников не поддаются
описанию человеческим языком. Когда было все показано, о. Иоанн стал наставлять
меня, как жить, и велел для получения окончательного исцеления отправиться
в Оптину пустынь к о. Варсонофию, Оптинскому старцу...
Такими словами закончил свое повествование о виденном им в cостоянии
восхищения брат Павел.
В ноябре 1911 года он, во исполнение повеления о. Иоанна Кронштадтского,
ездил в Оптину пустынь к о. Варсонофию в сопровождении иеродиакона Валаамского
монастыря Варсонофия. Старец был уже предупрежден о приезде больного с
провожатым, принял больного Павла и докончил все, что было поручено ему
исполнить от о. Иоанна Кронштадтского. Он исповедал его и причастил, после
чего и последовало окончательное исцеление больного.
До 1912 года исцеленный Павел, уже совершенно здоровый, жил в Сердоболе,
в имении Хюмпеля, а затем призван был к отбыванию воинской повинности.
В 1914 году участвовал в войне. Жив ли он в настоящее время или погиб во
время этой войны и последовавшей за ней революции, остается неизвестным.
Но он через иеромонаха Валаамского монастыря Варсонофия, некогда сопровождавшего
его в Оптину пустынь, переслал мне свои записки для обнародования их через
десять лет после его исцеления. Из этих написанных им собственноручно записок
видно, какою болел он болезнью и по какой причине болел он этой болезнью.
Из записок этих видно, что Павел во время пребывания своего в Москве,
перед своим отправлением в Петербург, впал в тяжелую нужду. Нигде он не
мог найти место для себя, и все близкие и знакомые отказались от него.
Тяжелая нужда довела его до отчаяния, неоднократно приходила ему мысль
о самоубийстве. В одну из таких минут внезапно явился ему "таинственный
старец" и сказал:
- Я помогу тебе, если ты собственною кровью письменно удостоверишь,
что будешь верен мне и здесь, на земле, и по смерти твоей!
- Кто же ты такой, чтобы мне верить в тебя и тебе доверятся? - спросил
Павел.
- Я тот самый, которого не любит и ненавидит ваша Церковь, - ответил
явившийся.
- Хорошо, я буду верен тебе! - заявил ослепленный отчаянием юноша и
дал требуемую подписку.
- Ну, а теперь ты должен сбросить со своей шеи лишнюю обузу, - сказал
таинственный старец и указал при этом на крест.
Юноша снял крест и таким образом отрекся от Христа и предал душу свою
диаволу. За это отречение от Господа Христа вселился в него диавол, и с
тех пор он стал одержим духом беснования. От этого-то духа беснования и
исцелил его о.Иоанн Кронштадтский, частью непосредственно, а отчасти через
посредство Оптинского старца Варсонофия.
Из всего изложенного с достаточной очевидностью вытекает следующее
заключение. Бесноватые, или одержимые не чистыми духами, существуют и в
настоящее время, как некогда они существовали в древние времена. Духу беснования
предаются люди за нечестивую жизнь и, особенно, за грехи богоотречения
и богохульства. Но существуют в настоящее время, как некогда существовали
в древнее время, и праведники, угодившие Богу, которые имеют силу и власть
изгонять злых духов из одержимых ими. Величайшим из таких чудотворцев последнего
времени является о.Иоанн Кронштадтский, столетие со дня рождения которого
будет праздноваться в настоящем году. Он настолько угодил Господу своею
святою жизнью, что уже числится в райских обителях в лике преподобных наряду
с Антонием Великим, Павлом Фивейским, Иоанном Рыльским. Великому Богу,
- как сказал он, - в скором времени угодно будет прославить его на земле,
как прославил Он его уже на небесах. И таким образом в скором времени мы
будем иметь нового молитвенника и ходатая на небесах.
А глубоко поучительное повествование об отроке Павле, помимо своего
непосредственного значения, имеет и глубокий символический смысл. Этот
бесноватый отрок прообразует собою нашу несчастную и многострадальную Россию.
И она, несчастная, как этот отрок Павел, предана духу беснования за свои
грехи и за свое нечестие. Предана не по причинам оставления ее Богом, а
по причине особенной любви Его к ней. Ибо «его же бо любит Гоcподь, наказует:
биет же всякого сына, егоже приемлет» (Евр. 12, 6), "да спасется дух его"
(1 Кор. 5, 5). Аминь.
1929.7.8/21
Варна Арх. Феофан