Схимонах Епифаний
ЖИЗНЬ СВЯТИТЕЛЯ
ФЕОФАН, АРХИЕПИСКОП ПОЛТАВСКИЙ И ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ
Глава четырнадцатая
Политический переворот в России
В июле 1914 года началась война с Германией, и военные действия сильно
волновали Владыку Архиепископа. После первоначальных успехов на всех фронтах,
Русская Армия была вынуждена, по нехватке боеприпасов, перейти к обороне.
Под влиянием мировых военных авторитетов и мировой прессы Генеральный штаб
допустил просчет, считая, что ожидаемая война будет очень короткой и окончится
в несколько месяцев. При переходе к пассивной обороне потери убитыми и
ранеными возросли. Патриотический долг тыла помочь Армии. По призыву своего
Архипастыря Полтава с готовностью открыла военные госпитали для раненых.
И сам Архиепископ Феофан перешел жить в семинарию, а свой дом, переоборудовав,
передал под военный госпиталь.
Теперь уже совершенно ясно, что не только наши официальные враги, но
и наши коварные союзники бросили огромные средства на моральное разложение
российского тыла. Революционеры всех мастей получали большие деньги для
ведения подрывной революционной пропаганды за спиною доблестной Российской
Армии. Часть интеллигенции и военного руководства, позабыв о своем священном
долге перед Государем и Родиной, поддалась самоубийственной крамоле. Революционная
раскачка всего здания Империи достигла даже верховной власти: депутаты
Государственной Думы, как "вожди слепые", утверждали: чем хуже, тем лучше.
Мозг политической мысли оказался больным, парализованным.
Высший генералитет изолировал Государя не только от народа, но даже
и от Царской Семьи. Государственная Дума и генералитет вырвали у Государя
отречение от Престола, уверив его в том, что "только отречение Царя от
Престола спасет Россию..."
Накануне отречения Государь написал в своем дневнике: "Кругом измена,
трусость и обман!"
Держа в руках кипу телеграмм от генералитета и телеграмму от своего
дяди, Великого Князя Николая Николаевича, он сказал:
- Что же мне остается делать, когда все мне изменили?!
Он был пленником среди "своих". Не было никого, кто был бы искренним
с ним. Ему дали понять, что он является причиной всех беспорядков в стране,
что его отречение от Престола желательно народу и только в этом случае
можно ожидать светлого будущего Родины... На это он в день отречения ответил:
"Если дело идет о России, об ее кровных интересах, то для России я готов
отдать и трон, и жизнь... Если действительно я стал помехой для Родины!..."
Николай II дал телеграмму на имя председателя Государственной Думы:
"Нет той жертвы, которую я не принес бы во имя действительного блага России
и для спасения ее. Посему я готов отречься от Престола".
Он отрекся от Царского Престола за себя и за своего малолетнего сына,
предоставляя тем самым своему родному брату, Великому Князю Михаилу Александровичу,
вступить на Престол. Но... и Великий Князь Михаил Александрович также отрекся,
предоставляя официально народу, а фактически улице и толпе решать этот
вопрос, который раз и навсегда был решен клятвенно утвержденной Грамотой
Всероссийского Собора 1613 года.
Архиепископ Феофан, успевший так близко узнать Царскую Семью и оценить
ее чистый, святой, христианский уклад и возвышенный облик Царственных Особ,
был потрясен до глубины души отречением Государя. Он понимал, к каким тяжким
последствиям это может привести страну во время войны. Но события в России
далеко превзошли все ожидания. На смену непопулярному и безвольному Временному
правительству путем переворота 25 октября 1917г. к власти пришли большевики,
возглавленные интернационалом. Стоящий во главе их вождь Ленин на митинге
кричал: "Нам, господа хорошие, на Россию наплевать!"
И повсюду в стране началось беспримерное в истории уничтожение неугодных
людей, и таковых были миллионы!
Архиепископ Полтавский Феофан ясно видел и понимал, что начинают сбываться
события "последних времен". Апокалиптический "всадник, которому имя смерть",
появился на беспредельных просторах России, "ад следовал за ним, и дана
ему власть над четвертою частью земли, умерщвлять мечом, и голодом, и мором,
и зверями земными" (Откр.6,8).
То, что было открыто святым угодникам Божиим и старцам российским,
начало сбываться: свершилось небывалое злодеяние в христианском мире. Вся
Царская Семья варварски убита ночью в подвале дома Ипатьева 4/17 июля 1918г.
в Екатеринбурге.
А прежде них, 31 мая/13 июня 1918 года убит в Перми Великий Князь Михаил
Александрович, родной брат Государя.
Всего, с прочими убитыми в Алапаевске Пермской губернии и в Петрограде,
из Императорского Дома Романовых убито 17 человек.
Царственный Венец у Царя был отнят не профессиональными революционерами,
а депутатами Государственной Думы и генералами...
... Склонитесь ниц, раскаяньем горя,
Пред светлой памятью замученного вами,
Пред тем, кто вами был на смерть убийцам дан
И кто писал кровавыми слезами:
Кругом измена, трусость и обман.
Евреинов .
Профессиональные революционеры уничтожили Государя физически. А произошло
это все потому, что забыл народ России Господа Бога, отверг клятву, данную
за нас праотцами нашими. Ведь эта клятва была присягой на верность Господу
Богу и Государю. Наши предки Бога призвали в Свидетели этой клятвы, заявив,
что, если появится противник той всенародной и вечной клятвы на верность
Творцу и Вседержителю и Его слуге, Российскому Государю, "на того изменника
стояти всею землею!"
Однако никто из "вождей" народных не поднял открыто этого знамени Всероссийского
Собора 1613 года. И даже те, кто как будто стоял за правое дело против
большевизма, пели как гимн слова измены: "Мы былого не жалеем, Царь нам
не кумир..."
И вот после этих слов гимна измены, которые в свое время слышали миллионы
русских, мы приведем в сокращении слова из Утвержденной Грамоты... , которой
почти никто из нас не знает.
Послал Господь Свой Святый Дух в сердца всех правос лавных христиан
(Земли нашей), яко едиными усты вопияху, что быти... Царем... и Самодержцем
Тебе, Великому Государю
Михаилу Феодоровичу. Целовали все Животворный Крест и обет дали, что
за Великаго Государя, Богом почтеннаго, Богом избраннаго и Богом возлюбленнаго
Царя... и за их Царские Дети, Которых Им, Государям, впредь Бог даст, души
свои и головы положити и служити им, Государям нашим, верою и правдою,
всеми душами и головами.
И иного Государя, мимо Государя Царя (нашего)... и Их Царских Детей,
которых Им Государям, впредь Бог даст, искати и хотети иного Государя из
каких людей ни буди, или какое лихо похочет учинити; то нам, боярам, и
окольничьим, и дворянам, и приказным людям, и гостем , и детям боярским,
и всяким людям на того изменника стояти всею землею за един.
Прочтоша сию Утвержденную Грамоту на Великом Всероссийском Соборе,
и выслушав большее во веки укрепление быти так во всем потому, как в сей
Утвержденной Грамоте писано. А кто убо не похощет послушати сего Соборного
Уложения, его же Бог благослови, и начнет глаголати ино, и молву в людях
чинити, то таковый, аще от священнаго чину, и от Бояр, Царских Синклит,
и воинских, или ин кто от простых людей, и в каком чину не буди, по священным
правилам св. Апостол и Вселенских седми Соборов Святых Отец, и Поместных;
и по Соборному Уложению всего извержен будет и от Церкви Божией отлучен,
и Святых Христовых Тайн приобщения, яко раскольник Церкви Божией и всего
православнаго христианства, мятежник и разоритель Закону Божию, а по Царским
Законам месть восприемлет; и нашего смирения и всего освященнаго Собора,
не буди на нем благословения от ныне и до века. Да будет твердо и неразрушимо
в предыдущия лета, в роды и роды, и не прейдет ни едина черта от написаных
в ней (в Утвержденной Грамоте)...
Безусловно, российский народ, в лице своих представителей, тяжко согрешил
пред Господом Богом и виновен пред Помазанником Его. Он нарушил и отверг
клятву-присягу на верность своему Царю. Он преступно и безбожно изменил
ему, оставил его одиноким в самую трудную минуту и допустил страшное злодеяние
цареубийства.
Неоднократно Владыка Феофан вспоминал, как он служил Божественную литургию
во дворце. Как Государыня и ее Царственные Дочери пели на клиросе. Пение
это - молитвенное, сосредоточенное, было выше всяких похвал. Так могли
петь только глубоко верующие и бесконечно преданные Богу христиане. В этом
чувствовался длительный опыт духовной жизни: с каким возвышенным, святым
благоговением они пели и как читали во время этой службы. Во всем этом
был подлинный, высокий, чисто монастырский дух. А с каким трепетом, с какими
светлыми слезами приступали они ко Святой Чаше!..
Вспоминал Владыка благочестие и религиозность и самого Государя.
Каждый будний день Государь всегда начинал с молитвы в храме. Точно
в восемь часов утра он входил в дворцовый храм. К этому моменту уже были
прочитаны часы и служащим священником совершена проскомидия. Со входом
Царя, священник делал возглас: "Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго
Духа, ныне, и присно, и во веки веков!" А точно в девять часов Литургия
кончалась, при этом надо заметить, что не было каких-либо пропусков, сокращений,
и священник и хор совсем не торопились. Секрет заключался в том, что не
было никаких пауз. Это и давало возможность за один час окончить обедню.
Для священника это было непременным условием. В алтаре висели стенные часы,
и служащий следил, чтобы уложиться во времени. Государь всегда молился
очень усердно. Каждая молитва и каждое прошение ектинии находили живой
отклик в его душе... Точно в девять часов - последний раз "аминь". Государь,
приложившись ко Кресту, шел в свой кабинет, где и начинался его трудовой
день.
При этом Владыка Архиепископ говорил, что в дворцовом храме всегда
пел огромный и великолепный хор императорской капеллы.
К главе 14
Посещение Государем Полтавы в 1916 году
Последние дни июня 1916г. принесли Владыке Феофану и радостные, и печальные
переживания.
В Полтаву прибыл, для всех неожиданно, из Ставки фронта Государь Император,
бывший тогда Верховным Главнокомандующим всеми вооруженными силами России.
После непрерывных отступлений на германском фронте из-за недостатка
боеприпасов Россия напрягла свои усилия и готовилась к всеобщему наступлению
от Балтийского моря до Кавказа. Государь прибыл в Полтаву окрыленным несомненной
надеждой на военный успех. Поэтому он и прибыл именно в Полтаву, чтобы
на месте дарованной Богом победы над Карлом ХII испросить у Господа новую
победу России по молитвам Архиерея, которого он знал и которому доверял.
Молебен о даровании победы был отслужен Владыкой Феофаном в присутствии
Государя Императора в кафедральном соборе Полтавы. Но сам Владыка Феофан
на основании бывших пророчеств не был уверен, что Господь простит грехи
народа и отменит Свое слово о судьбе России. Ибо Россия 1916г. не была
пред Ним Россией 1709г.. Это ясно сознавал Святитель Феофан, что наполняло
его душу глубокой скорбью и тревогой за судьбы страны. Ведь если тогда
был один изменник и предатель, то теперь их было неисчислимое множество.
Но само по себе прибытие Государя Императора в Полтаву, в епархию Епископа
Феофана, с такою духовною, благочестивою целью показывало полное восстановление
прежнего доверия к нему. И этот восстановленный мир был, конечно, желанным
для Святителя, и он благодарил Господа за Его милость. С этого момента
Епископ Феофан стал именоваться Архиепископом Полтавским и Переяславским.
Следующая глава
Предыдущая глава
Вернуться к оглавлению