ЦЕРКОВЬ ИПХ ГРЕЦИИ

Св. Епископия Вресфенская, 21-9-1944

ПАСТЫРСКОЕ ПОСЛАНИЕ

Благочестивейшей полноте Церкви Истинно-Православных Христиан Греции
Высокопреподобные иеромонахи, честнейшие священники, преподобные монахи, благовернейшие церковные старосты и благочестивейшие православные христиане. Чада наша о Господе возлюбленные и многожеланные. Благодать вам и мир, и милость Святой и Единосущной и Животворной и нераздельной Троицы да будет со всеми вами. Аминь.
Матфей Вресфенский

Неоднократно и во многих письмах и посланиях я вам писал и говорил, напоминая слова Господа.
Братие, как чада света ходите во всякой благости и правде, испытуя что есть воля Божия благоугодная. "Блюдите убо, како опасно ходите, не якоже немудры, но якоже премудры". Стойте и держите предания, как вы научены либо словом, либо нашим посланием и если кто-то благовествует вам паче, чем вы приняли от нас и чем мы вам благовестили, даже если бы это были мы сами, или ангел с небес, да будет анафема.
Но поскольку в эти дни "Опять беснуется Иродиада, опять мятется ища главу Иоанна Крестителя на блюде", то есть бывший Флоринский Хризостом ищет своей последней энцикликой от первого июня 1944 г. низвергнуть в пропасть погибели, если это возможно, нас и всех Истинно-Православных Христиан Греции своими злославными и страстными суждениями, совершенно очевидными в упомянутой его энциклике, и своими ложными и обманчивыми мудрствованиями, поэтому и мы снова бьëм в набат тревоги для ваших душ, чтобы вы не обращали совершенно никакого внимания на эти его энциклики, преисполненные злославий, потому что они ни что иное как злославные и извращенные лжеучения, развращающие наши бесcмертные души.
Как и в Деяниях Апостольских написано, что "и от вас самех востанут мужие глаголющии развращенная, еже оторгати ученики вслед себе", вот и сегодня эти слова относятся к вышеупомянутому бывшему Флоринскому Хризостому, который этой своей последней энцикликой не только развращенная говорит, но полностью стал и лжеапостолом и лжеучителем… Но не удивляйтесь этому, ибо ясно говорит Господь наш в Священном Евангелии Своем: "Блюдите да не прельщени будете; мнози бо приидут во имя Мое, глаголюще, яко аз есмь Христос; не изыдите убо вслед их, от плод их познаете их".
Итак, узрите плоды всех этих лжеепископов, которые пришли из своего злославия в нашу священную борьбу лишь ради славы и почести, и которые не только не принесли пользу нашей православной борьбе, но наоборот уязвили еë в больное место, соблазнили души тысяч православных и разогнали принятые ими примерно 800 Отделений [это были самостоятельные старостильные приходы до возвращения епископов], создавая хлопоты, расколы и разделения повседневно своими злославными идеями, и которые все уходят напоследок в злославие либо при жизни, либо в смертный час, чему пример епископы Закинфский, Лиосис и Хатзис, и недавный пример Димитриадского Германа, умершего злославно и погребенного злославными священниками Митрополии Афинской по совету упомянутого Флоринского Хризостома, который отказался погребсти его православно, чтобы не понести ответственность перед Митрополией Афинской, как он сам исповедал адвокату г. Д. Панидису, когда тот пришëл к нему в Психико чтобы заявить протест, и который ему предлагал, чтобы тот [т. е. Хризостом] похоронил его православно в храмике в Психико, принадлежащем г. Василию Кирикосу, оставляя таким образом христиан на милость Божию. Сколько бы, возлюбленные, упомянутый архиерей бывший Флоринский Хризостом ни пытался скрыться и представиться перед нами как Православный обманчивыми своими выдумками и мудрствованиями своей науки, уже изволися Всеблагому Богу, Который разными способами устраивает наше спасение, чтобы разрушились все его лукавые и злославные выдумки и чтобы уже стали явными его развращëнные и злославные мнения через эту его последнюю энциклику.
Итак, да будет слава Господу нашему, Который нас защитил и от этого лжеучителя и лжеепископа нашей Святейшей Церкви.
А поскольку многие благочестивые христиане не ознакомились с этим посланием, чтобы видеть собственными глазами его злославные мнения, далее прилагаем полностью это послание, не жалея бумаги, времени и расходов, чтобы всякий еë имел и читал в любое время, чтобы полностью понять истину
(Приводится это послание, которое будет помещено отдельно - позже - ред. СР).

Итак, в этой энциклике, возлюбленные о Господе чада, видно, что он не делает ничего иного, как с одной стороны обвиняет нас перед православным христианским миром, а с другой защищает злославную Церковь и представляет нам, что она имеет благодать Всесвятого Духа и что еë таинства действительны. Но мы, не получившие православного образования, неразумные, необразованные и не знающие ни что говорим, ни что делаем, как нас квалифицирует великолепный Богослов и мудрый учитель, обученный канонически и образованный богословски в высшей халкидской Богословской Школе, ответим ему своими слабими силами, которые Господь нам подал.
Мудрый Учитель, Вам во-первых надо было знать, что первый смертный грех есть гордость, и нечист перед Богом всяк высокосердый [Притч. 16, 5]. Посему не хвастайтесь. Также надо знать, что Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, потому что Бог гордым противится, а смиренным даëт благодать. Сказано также: "Сила моя в немощи проявляется". А с другой стороны, богословски неграмотны и необразованы были также и Святые Апостолы и Святой Спиридон и множество святых мужей и жен, но благодатию Всесвятого Духа они просвещали всю вселенную. Поэтому не бахвальтесь и не превозноситесь своей эрудицией и богословием, ибо мы видели, до чего довели Церковь Христову вы, нынешние богословы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся….
Великолепный Богослов, мы благодатию Христовой происходим из лона Православной Церкви и в ней остаëмся и будем оставаться до конца нашей жизни, и, благодатию Христовой, никогда не впадали в злославие, как Ваш мудрый разум, который в злославии оставался в течение целых одиннадцати лет. Мы не развратили и не отравили ни одного православного христианина, но, напротив, в течение стольких лет ничего другого не делали кроме приготовления христиан для вечной жизни, о чëм по меньшей мере свидетельствуют и дела каждого. А доказательство то, что в течение стольких лет, прежде чем вы, архиереи, вступили в борьбу Православия, какое было процветание, единство и гармония. Но с момента, когда вы вступили, последовали только расколы, разделения и соблазны, несомненно из-за ваших злославных мнений. Вот что принесли ваша эрудиция и богословие. И если вы нас рукоположили в Епископы, вы это не сделали просто и случайно, но по указанию народа и нашей способности, при содействии Божественной Благодати. Ибо не забывайте, что первоначально вы решили рукоположить только имеющих богословский диплом, чтобы и в этом злославная церковь не обиделась на вас. Поэтому не считайте, что мы имеем какую-либо обязанность последовать вам в ваших злославных мнениях из-за того, что вы нас рукоположили. Ибо в таком случае почему и вы сами осудили в 1935 г. раскольническую церковь, которая вас рукоположила и чьи вы чада? Ибо она, несомненно, через новшество стала раскольнической. Именно поэтому и мы, поскольку вы отвергли первое, или вернее, многие ваши исповедания Православия начиная с 1935 года, мы вас отвергли как гнилых членов Святейшей нашей Церкви. Поэтому не обманывайте простых христиан, что мы должны вам последовать из-за того, что вы нас рукоположили, ибо это абсурд.
Мы, благодатию Христовой, правильно поняли и оценили епископское достоинство и серьëзность и святость календарной борьбы, и поэтому ни о чём другом повседневно не думаем, только о проповеди словом, через наших священников и через книги, преданность наших верных православию и совершению добрых дел. И вообще делаем все, что подобает епископскому сану. И мы не только не создали собственный алтарь и не разодрали нешвенный хитон Христа нашего, сделав раскол, но наоборот, мы следуем алтарю Единой, Святой, Соборной, Апостольской и Восточной Христовой Церкви нашей, в которой с начала мы непреклонно остаемся и повседневно шьем нешвенный хитон Господень, который Вы разодрали и терзаете своим пустословием и гнилыми злославными мнениями. У нас нет никакого любоначалия, но только, видя Ваши противправославные мнения, мы не имеем никакого доверия, чтобы положиться на Вас, чтобы Вы управляли кораблем Священнейшей нашей Церкви. Ибо с момента Вашего вступления в эту священную борьбу Вы ничего другое не делаете, как противоречите самому себе и оправдываете постоянно Ваши злославные мнения и никогда как человек не были несправедливы к себе самому, чтобы немножко смириться. Итак, раскол создали Вы, а не мы, потому что мы Вам, когда Вы к нам пришли, передали 800 соединенных отделений, наше Священное Общество и наше духовенство соединенными и находящимися в полной гармонии, и единство наших христиан, и Вы все это разрубили, рассеяли и расточили фактически Вашей эрудицией и мудростью. Так кто сделал раскол, бывший Флоринский? Мы или Вы? Конечно, Вы. Из-за своей неумелости, высокомерного поведения и злославных мнений. И если бы Вы немного серьезно подумали об ответе, который дадите на суде, при чем я не хотел бы сказать Вам, что Вам надо бы повесить мельничный жернов на шею и утопиться в море согласно словам "горе тому человеку, через которого соблазн приходит", Вам надо бы сразу все оставить и уйти на обрывистые скалы Святой Горы и непрестанно плакать о своих грехах, чтобы Господь Вас помиловал. Ибо, как Вы знаете, мудрый учитель, никакая кровь мученическая не смывает грех раскола. Что касается Вашего благословения, которого, как пишете, Вы нас лишили, мы Вам его дарим и нисколько не желаем его. Разве это не было бы безумием с одной стороны осуждать Вас как злославного, а с другой искать Вашего благословения?
Вы нас обвиняете в том, что нас осудили в Халкиде. Мы Вас спрашиваем: почему мы осуждены? Из-за какого-то блуда, убийства или какого-нибудь другого преступления? Или из-за Православия? Похоже, что Ваш разум совсем омрачился от ревности и эгоизма, и Вы не знаете что пишете. Вы упоминаете в своей энциклике, что с момента нашего отделения от Вас, от кого приняли епископскую степень, мы остались епископами из-за того, что епископство невозможно аннулировать, но только как частное лицо и не как представители Церкви, от которой черпаем благодать и власть действительно совершать всякое церковное действие и обряд.
Мы уверены, что со дня, когда в Церкви Христовой произошёл раскол через введение папского календаря:
1) церкви, принявшие новшество, стали раскольническими,
2) равным образом, поместные церкви, сослужащие или молящиеся с новшествующими церквами, несут ту же ответственность.
3) Мы с самого начала нашей священной борьбы, когда вступили в эту священную борьбу, черпаем Благодать, как священники, так и епископы, от Единой Соборной Апостольской Восточной Церкви Христовой, в которой остаëмся и от которой мы никогда не отпадали, а не от новшествующих злославных церквей, которые через раскол лишились Благодати Всесвятого Духа, согласно Первому Правилу Св. Василия Великого, и согласно исповеданию самого митр. Хризостома Афинского и Вашему личному исповеданию, Преосвященнейший Флоринский, как мы подробно докажем ниже.
4) Таким образом, мы черпаем благодать и власть действительно совершать всякое церковное действие и обряд из той же Церкви, из которой черпали еë и святые мученики во время гонений на Церковь.
5) Из нее мы черпаем благодать и благословение, а не из раскольнической церкви Греции или другой ей подобной, то есть из ЦЕРКВИ НЕНОВШЕСТВОВАВШЕЙ, безупречной и непреклонно хранящей догматы, каноны и предания наших Святых Отцов.
6) Благодать Божия покоится не на новшествоваших церквах, имеющих признание человеческое, но на церквах, непреклонно хранящих догматы, каноны и предания, а если таких нет, то даже на отдельных лицах. Поэтому мы Вас спрашиваем: где покоилась благодать и благословение Божие на Флорентийском соборе? На предателях или на Святом Марке Эфесском? Разумеется, на Святом Марке Эфесском, а не на новом разбойническом лжесоборе, принявшем папские определения. Итак, откуда принял Святой Марк благодать и благословение, оттуда их принимаем и мы. Разумеется, сокровищница божественной благодати есть вся Церковь, но когда она здравствует и не хромает как-либо в вере. Но когда она внезапно начинает хромать, тогда одна или несколько поместных Церквей, сохранивших верность догматам, канонам и преданиям, остаются и составляют всю Церковь. А если и они хромают в вере, тогда те отдельные лица, которые остаются верными Православной вере, либо это один Епископ, либо многие, тогда они имеют благодать и составляют Православную и подлинную Христову Церковь.
Церковь Божию составляют благочестивые, как бы мало их ни осталось. Последующие новшеству находятся вне Церкви.
"И если находятся в той же ереси и может быть им удастся и некоторых других еще более невежественных сманить, даже если соберут множество, они вне священных оград Церкви. И если и очень мало в Православии и Благочестии останутся, они есть Церковь, и авторитет и защита церковных установлений лежит на них. И если им придётся пострадать за благочестие, это на вечную честь и приносит душевное спасение…" (Святой Никифор).
И если, Преосвященнейший Флоринский, как Вы думаете, Церковь Греции ещë не стала раскольнической после календарного новшества, пока она не осуждена всей Церковью, и не лишилась своего церковного авторитета и благодати Всесвятого Духа, тогда и еë решения действительны, и, следовательно, Ваше низвержение совершенно действительно, и тогда с этого момента Вы больше не архиерей, а монах. И поэтому и Иерусалимская Церковь очень логично поступила, приняв Вас не как епископа, но как простого монаха. Значит, и мы с сегодняшнего дня, согласно Вашей письменной и неписанной омологии, будем уже признавать Вас как монаха, а не как епископа. Итак, высокопреподобный монах Хризостом Кавуридис, у нас противоположное мнение относительно этого вопроса. То, что Церковь Греции стала раскольнической введением папского календаря, и что еë таинства недействительны, и что она более не имеет благодати Всесвятого Духа, утверждаем не мы, но это утверждают решения Всеправославных Соборов при Вселенском Патриархе Иеремии в 1583, 1587 и 1593 годах и при Святом Вселенском Патриархе Анфиме в 1848 году, которые вот что говорят: "Будем хранить исповедание веры…" И, согласно решению этого Всеправославного Собора, тот, кто посмел бы добавить или убавить или изменить что-либо в нашей безупречной вере или хотя бы замыслил это сделать, уже отрекся веры Христовой и подвергся вечной анафеме как хулящий на Всесвятого Духа. Итак, этим постановлением, которое принято только и исключительно с целью положить конец беспокойствам, причинённым западной церковью Восточной (потому что только с этой целью был созван тот всеправославный Собор), решается полностью эта проблема. Значит, это прежде осуждено, и мы не нуждаемся в новом Всеправославном Соборе, чтобы тот осудил и объявил церковь Греции, принявшую папский календарь, раскольнической. Итак, это новшество уже осуждено, и не одним, а четырмя Всеправославными Соборами. Зачем тогда нужен и новый такой Собор, чтобы объявить Церковь Греции раскольнической, если она уже осуждена именно из-за этого действия? Слова "уже" и "подвергся" не означают, что надо созвать новый Собор, но уже раз и навсегда нападающий на веру и принимающий новшество отвергся веры Христовой и принял на свою душу вечную анафему как хулитель Всесвятого Духа. Ибо иначе получается как будто Вы говорите, что если сегодня внезапно появятся иконоборцы, нужно снова созвать новый Собор, который бы их осудил, чтобы отсечь их от Церкви. Но почему нужен новый Собор, если это уже осуждено Седьмым Вселенским Собором? Мы не должны ничего другого делать, но только применить против них решение Седьмого Вселенского Собора. Ибо в противном случае мы бесчестим и пренебрегаем то решение, что является хулой на Святого Духа, Который просветил Отцов Вселенских Соборов и утвердил эти Соборы. Так и в календарном вопросе. Он осуждëн, и мы не нуждаемся в новом осуждении, но верно применяем решения упомянутых Всеправославных Соборов. А Вы, высокопреподобный, жалко прельщаетесь в том, что неоднократно писали и верите, что соберется новый Вселенский Собор, который к тому же назовется Восьмым. Ибо семь есть догматов, семь таинств, семь дарований Всесвятого Духа и семь Вселенских Соборов, согласно словам: "Премудрость построила себе дом и вытесала семь столбов его". Поэтому восьмой не соберется никогда. Мы выше сказали, что умерший Митрополит Афинский Хризостом, как член комиссии, специально назначенной для исследования вопроса церковоного календаря, и как тогдашний профессор Национального Университета, написал следующее:
"Приняв во внимание, что Церковь Греции, как и остальные Православные Автокефальные Церкви, хотя внутренне независимы, все же между собой тесно связаны и соединены началом духовного единства Церкви, составляя одну и единственную Православную Церковь, следовательно, ни одна из них не может отделиться от остальных и принять новый календарь, не став раскольнической по отношению к другим. Поэтому и для Церкви Греции необходимо не отделяться от остальных Православных Церквей изменением церковного календаря, что не только уничтожило бы единство и гармонию Православной Церкви и уменьшило еë силу, но и с национальной точки зрения невыгодно и вредно."
И поскольку сам реформатор говорит, что Церковь, принимающая папский календарь, становится раскольнической, как можем мы не сказать и не объявить то же? И тот отрывок, высокопреподобный, Вы поместили в своей книжке для греческих интеллектуалов на странице 12. К тому же в той же своей книжке на стр. 13 на второй и третий вопрос Ваш к умершему Архиепископу, Вы пишете дословно:
"Поэтому и после того, как папа попытался навязать григорианский календарь Православной Церкви, Всеправославные Соборы, собравшиеся в Константинополе (1583, 1587 и 1593) при Вселенском Патриархе Иеремии Втором, осудили его, охарактеризовав это как новшество римской кафедры, как вселенский соблазн и как своевольное попрание божественных и священных канонов" (История Мелетия, 16-ое столетие, том 3, стр. 402, абзац 6 – на греческом; Церковная история Фил. Вафиадиса 1463—1908, том 3, стр. 124.125; […])."
Далее, в третьем своем вопросе Вы заявляете, что одностороннее принятие нового календаря Церковью Греции представляет собой причину для раскола и значительно вредит и национальным интересам. Как тогда Вы это говорили и писали, высокопреподобный, и называли церковь раскольнической, а сейчас это опровергаете? Или Вы это забыли? Или ищете способ возвратиться на собственную блевотину, как и другие? Несомненно, что-то происходит.
В Вашем обращении от 1935 г. к благочестивому православному греческому народу Вы писали следующее:
"Поскольку Блаженнейший Архиепископ своей собственной подписью провозглашает себя самого раскольником, какие ещë нам свидетели нужны, чтобы доказать, что он и ему единомыслящие архиереи стали раскольниками, разорвав единство Православия календарным новшеством и разделив Церковь и национальную душу православного греческого народа?"
Далее пишете:
"Дабы избежать церковного раскола, а также, поскольку раскол произошëл и без нас, мы решили по указанию нашей совести объявить Блаженнейшему Архиепископу, что прерываем всякое церковное общение с ним как с раскольником."
И на обороте одного такого заявления Вашего, которое я держу в руках, Вы собственноручно пишете следующее:
"Вышеизложенное является моим собственным мнением, и дерзаю это опубликовать как отдельную статью со своей подписью. + Бывший Флоринский Хризостом".
Итак, почему тогда церковь Пападопулоса была раскольнической, и он раскольником, то есть, они не имели благодати, будучи раскольниками, а теперь эта церковь не раскольническая и имеет благодать? Когда Вы говорили правду – тогда или теперь? Вы нам таким образом предоставляете право, высокопреподобный, сказать Вам, что Вы не подчиняетесь никакому этическому принципу, потому что Вы ничего другого не делаете, только противоречите себе самому.
Вот что Вы написали в одном обращении в 1935 г. к приходскому духовенству и монахам Греческой Православной Церкви на странице 1:
"Вот до чего довело православных христиан это новшество, приведшее к тому, что одни празднуют и торжествуют, а другие в это же время воздерживаются и постятся подобно туркам Хамида, из которых одни празднуют байрам (пасху), поскольку они видели новолуние, а другие в то же время держат рамадан (пост), поскольку они не видели новолуние из-за локальной облачности. И тот турецкий позор, который отменил реформатор Турции Кемал религиозными реформами, теперь новаторские архиереи решили ввести в Православной Церкви односторонней и противканонической реформой церковного календаря".
Внизу на страницах 17 и 18 Вы пишете, что "Архиепископ Афинский и ему единомысленные архиереи откололи Греческую Церковь от соборного тела Православия".И опять: "Поскольку Блаженнейший подписью объявил себя самого раскольником, какие нам ещë свидетельства нужны, чтобы и мы его объявили раскольником?" А также: "Отвергните и вы раскольнического Архиепископа и ему единомыслящих архиереев, продолжающих настаивать на календарном новшестве, если желаете не быть причисленными к раскольникам и Греческую Православную Церковь освободить от укора и пагубного последствия раскола".
И в конце:
"В заключение призываем к православным воззреениям и отеческой вере и ваше благочестие. Спасите ради Бога Церковь и Народ от страшных последствий раскола. От вас зависит оценить и прославить Греческую Православную Церковь, спасая еë от позора и стыда раскола. Она в опасности потерять из-за календарного новшества вечные титулы и апостольские золотые буллы Православия, которые она через реки крови получила в наследство. Во имя Православия отвергните раскольнического Архиепископа и ему единомышленных архиереев и присоединитесь к православным архиереям, борющимся за отеческое Православие и церковные предания".
Вы это написали, высокопреподобный монах Хризостом Кавуридис, и почему в таком случае это нарушаете? Вы там с клятвой написали: "Спасите ради Бога Церковь и Народ от страшного последствия раскола". И почему это теперь отвергаете? Когда мы должны Вам верить – тогда или теперь? И когда Вы лгали – тогда или теперь? Мы действительно удивляемся Вашей дерзости и бесстыдству. И в другом месте снова в журнале "Проповедник Православных" на странице 2 в Вашем протесте, когда Вы ехали в изгнание, Вы писали следующее:

Протест

Мы выражаем глубочайшее сожаление во-первых перед Церковью из-за решения, принятого ей против нас, и противоречащего не только божественным законам, но и человеческим. Также выражаем глубочайшее сожаление и перед Правительством, которое выполняет решение, противоречащее Греческой Конституции, уважающей свободу религиозной совести. Эту свободу душит Правительство, отправляя в ссылку нас, истинно свободных греческих граждан насильственно, только потому, что мы хотим соблюсти нетронутыми древние предания Церкви и соединить христианскую совесть и национальную душу православной христианской полноты, которую разделила раскольническая и так называемая официальная церковь, предав православные предания, за которые мы боремся.

+ Димитриадский ГЕРМАН

+ Бывший Флоринский ХРИЗОСТОМ

+ Закинфский ХРИЗОСТОМ


Итак, тогда церковь была раскольническая, а теперь опять нет?..
Вы также писали и на страницaх того же журнала в ответ религиозной организации "Зои" следующее:
"Но она жестоко преследовала их (т. е. православных) через полицейские органы; мы тогда решили отвергнуть правящую иерархию как "раскольническую" и снова потом решились канонически отвергнуть правящую церковь как раскольническую по каноническим причинам и основать новую живую церковь, стоящую на почве церковных преданий и древней практики Православной Восточной Церкви и т. д."
+ Димитриадский Герман
+ Бывший Флоринский Хризостом
+ Закинфский Хризостом
Также, Вы писали в том же журнале Амилькасу Аливизатосу, университетскому профессору, в ответ на написанное им в газете "Эстия" о церковном календаре, между прочим и следующее:
"Если бы господин профессор имел больше чувства достоинства и самоуважения, он не назвал бы нас бунтовщиками и спекулянтами, поскольку он своей подписью, как и Блаженнейший, как член Комиссии выразил мнение, что одностороннее введение нового календаря со стороны какой-либо Церкви представляет собою причину раскола, и это нас побудило отвергнуть церковь как раскольническую."
+ Димитриадский Герман
+ Бывший Флоринский Хризостом
+ Закинфский Хризостом
Итак, как Вы, высокопреподобный, тогда писали столь красивые слова и правду, и теперь это отвергаете? Быть может, Вы испугались после того, как увидели, что не достигли своей цели – свергнуть с престола Митрополита Афинского и взойти с умершим Димитриадским, как была Ваша мечта? И вот свидетельства. Тогда Вы объявили Церковь Греции раскольнической и не имеющей благодати по причинам каноническим и даже с клятвой, как выше, настойчиво, определëнно и убеждëнно, теперь же говорите противоположное и не говорите это теперь, но с 1937 года, когда наступил печальный раскол между нами и Вами.
Вы тогда это написали высокопреподобному монаху Марку Ханиотису в Вашем объëмистом письме через протосинкела Григоропулоса по Вашему поручению.
Вы так написали Греческому Религиозному Обществу в Салониках 17 октября 1937 г. за Вашей подписью, копию чего имеем, с печатью того же Религиозного Общества, что, "право объявлять отдельных лиц и церкви раскольническими не дали божественные каноны и богоносные Отцы Вселенских Соборов ни отдельным лицам, ни поместным церквам, но Вселенскому Собору" и т. д. И хотя когда-то, оправдывая раскол (разделение), Вы привели как свидетельство Всеправославные Соборы Иеремии Второго (1583, 1587, 1593) в своей книжке греческим интеллектуалам и т. д., теперь Вы отвергаете и умалчиваете всë это и пишете Салоникийскому Обществу, что только Вселенский Собор имеет право объявлять церкви раскольническими, но не другая церковь или отдельные лица.
В таком случае какое Вы имели право объявить Церковь Греции раскольнической? На чëм Вы основывались? Как Вы это сделали? Вы основывались, как пишете, на решениях упомянутых Всеправославных Соборов Иеремии Второго и на признании самого Архиепископа Афинского, и правильно поступали, потому что ничего другого не делали, только применяли решения упомянутых Всеправославных Соборов. И "основали новую живую церковь, стоящую на почве церковных преданий и древней практики Православной Восточной Церкви", как Вы тогда писали членам "Зои", от которой, разумеется, черпаете благодать и благословение. Итак, этой Церкви следуем и мы и из неë черпаем благодать и благословение. И достойно недоумения, как Вы тогда следовали этой Церкви и получали от неë благодать и писали в "Голосе Православия", что являетесь Синодом, а теперь следуете официальной Церкви Греции и от неë получаете благодать, и теперь Вы стража и не Церковь или Синод и т. д.? Что сказать? И что предположить? Только два варианта. Либо вы перенесли сострясение мозга, либо пытаетесь снова повернуть корму к злославию. Также Вы писали в своей Энциклике от 30 августа 1940 г. № 1844, озаглавленной: "Греческой Церкви Истинно-Православных Христиан, Афины. -

Благословенным христианам, следующим отеческому календарю.
Относительно действительности или недействительности таинств, совершаемых новостильниками, мы остаëмся при всем, что объявили в июне 1935 г, согласно чему "освящающая благодать таинств, согласно духу божественных и священных правил и нашему мнению, находится и действует через тех церковных служителей, которые хранят священные предания и правила Православной Церкви, не приняв никакого новшества, а не через отдалившихся от священных преданий и нарушивших божественные и священные правила, и, следовательно, находящихся под клятвами Святых Отцов. Чтобы новостильник был принят в нашу старостильную Церковь, он должен просьбой объявить свое священное намерение нам, иерархам, которым только и подобает оценить способ его принятия, либо через письменное заявление, как принимал еретиков и раскольников по церковной икономии Первый Вселенский Собор (Восьмое правило) и древняя Церковь, либо повторным миропомазанием, согласно Пятому правилу Шестого Вселенского Собора. Касательно того, что только мы, Епископы, компетентны, как представители Церкви — сокровищницы Благодати, прилагаем 39-ое Апостольское правило, которое так определяет. Пресвитеры и диаконы без воли Епископа ничего да не совершают. Ибо ему вверены люди Господни, и он воздаст ответ о душах их" и т. д.
+ Димитриадский Герман
+ Бывший Флоринский Хризостом
+ Закинфский Хризостом

Итак, почему Вы, высокопреподобный, тогда писали всë вышеизложенное, а теперь написали в своей последней энциклике от 1 июня 1944 г. на странице 6: "Мнение, согласно которому отдельные лица, клирики, или миряне имеют право основывать отдельную церковь без позволения и признания всей Церкви, пахнет протестантизмом" и т. д.? Разве Вы тогда не первый и совершенный протестант? Ибо откуда Вы получили позволение, как пишете вышеизложенное членам "Зои", после отвержения господствующей церкви Греции как раскольнической по каноническим причинам, основать новую живую церковь, стоящую на почве церковных преданий и древней практики Православной Восточной Церкви? И от кого Вы получили признание как предстоятель этой новой Церкви? С какой другой Церковью Вы обменялись братскими посланиями, получая каноничность и законность в начальствовании этой новой церковью?

Мы, высокопреподобный, благодатию Христовой верные чада Единой, Святой, Соборной Восточной Церкви и еë Епископ, и из неë черпаем благодать и благословение, законность и каноничность в управлении Церковью и т. д., ибо, как Вы правильно написали в упомянутом Вашем документе, освящающая благодать Таинств, согласно священным правилам, находится и действует через церковных служителей, хранящих священные предания и правила Православной Церкви, не принимающих никакого новшества, а не через отдалившихся от священных преданий и нарушивших божественные и священные правила, и, следовательно, находящихся под клятвами Святых Отцов. Поскольку мы не приняли никакого новшества и непреклонно храним догматы, каноны и предание нашей Церкви, и поскольку под клятвой и отлученим находится Церковь Греции, которая, как Вы выше пишете, отдалилась от священных преданий Церкви Христовой, то находитесь под клятвой и отлучением и Вы, высокопреподобный, заявляя, что эта церковь имеет благодать. Это хула, высокопреподобный, и хорошо подумайте о своей бессмертной душе и о простом народе, следующем за Вами простосердечно, и о ужасном ответе, который дадите в час суда.
Ибо Всесвятый Дух не находится в Вашей власти, то отвращаясь и отлучая некую церковь, то освящая еë.
Вы и иже с Вами архиереи и прочие клирики делаете это, то называя Церковь Греции раскольнической и непричастной божественной Благодати, то называя еë сокровищницей благодати, поскольку она не объявлена новым Всеправославным или Вселенским Собором как раскольническая. И мы Вас спрашиваем – когда Вы еë объявили раскольнической, была ли она объявлена раскольнической другим Всеправославным Собором? И теперь, когда называете еë сокровищницей божественной Благодати, покаялась ли она? Отменила ли новшество, собрался ли некоторый новый Всеправославный Собор, чтобы снять обвинительное решение и провозгласить еë невиновной? Разумеется, нет, не собрался никакой Собор чтобы оправдать еë, и она не покаялась. Но чтобы осудить и еë и другие церкви, принявшие новшество папского календаря, собрались четыре Всеправославных Собора, три при Иеремии и один при Анфиме, Вселенских Патриархах. Также Вы пишете в своей последней энциклике о признании нового предстоятеля Церкви. Это, разумеется, действительно бывает, но когда вся Церковь переживает мирное время и в ней нет расколов и разделений. Ибо, например, как было возможно Патриархии Иерусалимской признать Вас как епископа "новооснованной церкви", непреклонно хранящей догматы, каноны и предания или как еë предстоятеля в тот момент, когда ей надо было сперва определить отношение к Церкви Греции? Попросить еë вернуться к своей позиции, заявить протест из-за этого новшества и наконец прервать духовное общение с ней? Поскольку она не сделала всего этого, что было еë священным долгом, как Вы объявили прошение, мудрый канонист, чтобы она Вас признала как епископа, или Вашего покровителя Димитриадского как предстоятеля, пока она принимает и сослужит с архиереями и священниками этой новшествующей Церкви?
Вы пишете, высокопреподобный, в своей последней энциклике, что, когда предстоятель или большинство архиереев одной церкви введут в церковь некоторое новшество, православные архиереи этой церкви имеют право прервать церковное общение с ними до синодального решения, чтобы не разделить ответственность перед всей церковью за новшество, но не имеют право объявить новшествовавших архиереев раскольниками и других подвергать низвержению, поскольку это является правом всей церкви и т. д. И что разрыв церковного общения и прекращение еë поминания со стороны православных не только не осуждается, но одобряется.
Мы Вам отвечаем, что, поскольку имеем право прервать церковное общение с этой церковью и до синодального решения, чтобы не быть ответственными даже за еë поминание, как не имеем право назвать еë раскольнической, если еë осудили Всеправославные Соборы, как мы упоминали выше, и назвали еë раскольнической, и определили, чтобы и в будущем все церкви почитали и следовали этим решениям и даже с епитимьями? И в таком случае какую ответственность должны понести мы, как Вы пишете, перед всей Церковью и, следовательно, перед Богом? Разве историческую или национальную или племенную или какую другую? Конечно, другую некую ответственность – перед Богом, потому что не последовали и не соблюли решения Святых Отцов, принятые по вдохновению Всесвятого Духа. И, следовательно, за эту ответственность мы платим своей бессмертной душой, которая, не уважив таким образом решения Всесвятого Духа, несомненно и окончательно будет отправлена на вечное мучение. Разумеется, одна часть клириков и т. д., как Вы пишете, только тогда не имеет права объявить одну церковь раскольнической без решения всей Церкви, которая единственная компетентна, когда речь идëт о каком-либо совершенно новоявленном новшестве, которое никогда не было осуждено. Но когда речь идëт о древней ереси или новшестве, которое осуждено Вселенскими или Всеправославными Соборами, нет необходимости в созыве нового Собора для его осуждения, потому что тогда новый Собор бесчестит и нарушает решение прежнего. Но отдельные лица и церкви сразу должны применить решение того Собора без какой-либо новой процедуры. Так поступили и мы в данном случае. Ибо когда Вы видели, чтобы мы делали что-либо против новаторской церкви Греции, объявляя еë раскольнической и низвергая еë архиереев, как Вы нас обвиняете? Мы просто применили решения Всеправославных Соборов Иеремии и Анфима и ничего больше. И поскольку они нам говорят, что последователи этого новшества являются раскольниками, хулителями Всесвятого Духа, отлучëнными от Бога, непричастными Божественной Благодати, и что они уже отреклись веры Христовой, и мы это говорим и делаем, и ничего больше…
Вы нас обвиняете, высокопреподобный, что мы не знакомы с каноническим правом и духом Божественных и Священных Правил и т. д. И мы Вам отвечаем, что до сего дня не видели ни в каноническом праве, ни в Божественных и Священных Правилах, что еретики или раскольники имеют благодать и что таинства их действительны, но, наоборот, они подвергаются анафеме, низвержению, отлучению и клятвам Святых Отцов и отделяются от верных.
И, следовательно, мы не только не бесчестим божественную благодать, но и воздаём честь и почитаем еë всем сердцем, силой и разумом.
Касательно того, что таинства раскольников и их священники и т. д. не имеют благодать, посмотрите Первое правило Василия Великого.
Насчёт раскольников, приходящих в Православие, мы это решаем так, как нам повелевает Церковь, которая нам говорит через Первое правило Великого Василия: 1) чтобы мы помазывали крещëнных ими, 2) согласно Восьмому правилу Первого Вселенского Собора, чтобы принимали их через письменное заявление, 3) через исповедание веры, согласно Синодику Седьмого Вселенского Собора и 4) через хиротесию, согласно тому же Восьмому правилу Первого Вселенского Собора, священников, рукоположенных раскольниками. Она нам повелевает это делать, и мы делаем. Не повелевает нам ни перекрещивать, ни снова рукополагать их священников, ни снова венчать и, вообще, повторять таинства, и это потому, что они раскольники, а не еретики — в последнем случае, разумеется, таинства надо повторять. Раскольники, конечно, не имеют благодати, но когда покаются и исповедуют Православие и произойдëт всё упомянутое выше, они тогда снова обретают потерянную благодать. См. относительно этого примечание к Восьмому правилу Первого Вселенского Собора.
Это, наконец, подсказывает также и логика, что раскольник не нечестивец или еретик, но он ближе чем они к православному христианину, он походит на грешника, который остаëтся в грехе, но далëк от Бога и достоин вечного мучения, но когда он покается и примет отпущение грехов возложением рук своего духовного отца, тогда приближается к Богу и бывает достоин вечной жизни. И как тот грешник, оставаясь нераскаянным, становится постепенно нечестивцем, так и раскольник, оставаясь в расколе, становится схизмоеретиком и потом полным еретиком, согласно примечанию к Первому правилу Великого Василия.
Как, высокопреподобный, Вы нас называете кощунником и не знающим, что делаем? Или, быть может, Вы по себе судите о других, никогда не помазывая младенцев злославных и не принимая исповедание веры христиан или их письменные заявления, и не совершая хиротесию священников, рукоположенных злославными? И если мы не помазываем родителей злославных детей, мы так поступаем, потому что они крещены и миропомазаны православно и до раскола, и не только излишне их снова помазывать, но это и грешно, согласно божественным и священным правилам, так что нам достаточно исповедания или письменного заявления.
А если Господу будет угодно и исчезнет календарный раскол и все церкви православно соединятся, тогда излишни будут помазание, хиротесии, омологии, письменные исповедания и т. д., потому что раскол совершенно исчез и вся Церковь может применять различную икономию, как сделал Шестой Вселенский Собор с несторианами (Правило 95). И мнение об отмене тех таинств имеем не мы, но Всеправославные Соборы при Иеремии и Анфиме, осудившие календарное новшество, и если те Соборы кощунственные, тогда и мы тоже таковы.
Попробуйте, высокопреподобный, оправдаться, что Вы объявили церковь Греции раскольнической, но только потенциально и не действительно, потому что это является правом только Собора. И мы Вас спрашиваем, почему с Вашего присоединения в 1935 году и до 1942 г. ни в одной Вашей публикации Вы не упомянули, что церковь Греции только потенциально раскольническая, но не действительно, но говорите это теперь? Или может теперь, когда не можете избежать изобличения от народа и от нас, когда два месяца назад должна была состояться наша встреча для соединения, Вы это написали, чтобы не восстановилось единство, которого вообще не хотите? Наверняка, это тоже причина, и нет ничего сокровенного, что не откроется.
Высокопреподобный, в примечании к Третьему правилу Св. Апостолов действительно упоминаются понятия "потенциально" и "действительно", то есть, что должен собраться компетентный Собор, чтобы Церковь, впавшую в ересь или раскол, осудить и объявить еретической или раскольнической. Очень правильно, потому что не может кто-либо судить другого некомпетентно и тем более целую Церковь. Но, высокопреподобный, в данном случае это уже произошло, и новшество папского календаря было осуждено четырежды, как мы выше упомянули, четыремя Всеправославными Соборами, как и Вы писали неоднократно, так что зачем нужен ещë один Собор? В таком случае должен собраться новый Собор и на ариан, несториан, монофиситов, масонов и остальных еретиков, которые осуждены Вселенскими Соборами, Поместными и Всеправославными, или, быть может, сегодня нет этих еретиков? И, поскольку все они осуждены, очевидно не нужно для них нового осуждения, потому что, согласно божественным и священным правилам, не судят дважды за одно и то же. Подобно бывает и в случае календарного новшества — оно осуждено четырежды Всеправославными Соборами, и, следовательно, оно не потенциально, а действительно раскольническое. Поэтому не говорите то одно, то другое, и не хулите, мудрый учитель, на Всесвятого Духа. Ибо Всесвятый Дух либо освящает, либо отвращается – среднего нет. И если эта осуждëнная церковь имеет благодать, тогда еë не имеем мы все, а если еë имеем мы, последователи НЕНОВШЕСТВУЮЩЕЙ Христовой Церкви, еë не имеет она. Значит, одно из двух, но не оба. Итак, Святые Апостолы говорят вообще и о всяком новом вопросе, который временами возникает в Церкви, а не об осуждëнном вопросе, как выше мы изложили.
Вы говорите, высокопреподобный, что не имеете всех канонических предпосылок, чтобы осудить новшествующих иерархов Греции, потому что Вы не признанная Церковь, и что лишь Церковь признанная может осудить еë клириков действительно. Мы Вам на это отвечаем, что канонические предпосылки Вы имели, но не имели веры их применить. Вот они: 1) после Вашего отделения от злославной церкви Вам следовало рукоположить достаточно архиереев, 10, 20, 30, из опытных иеромонахов, которые были в борьбе, чтобы иметь необходимое число для образования канонического церковного суда, 2) заявить протест всем патриархиям и автокефальным церквам по поводу этого новшества и 3) если бы патриархии и автокефальные церкви не приняли участие, поддержав Вас, и не определили свою позицию в отношении к Церкви Греции, Вы тогда выполнили бы свой долг и объявили Церковь Греции раскольнической и низложили еë иерархов и т. д., и, поскольку Вы говорите, что надо было иметь средства – вот средства. Но Вы этого не сделали, но взяли злославных иеромонахов и рукоположили в архиереи тех, кто имел диплом Богословского факультета, а не веру с делами, как выяснилось. И теперь приводите разные оправдания. Итак, если считаете, что надо было объявить эту церковь раскольнической, это надо было сделать.
Но Вы полагаете, что только церковь признанная имеет право действительно осудить еë духовенство, и что все мы составляем одну и ту же Церковь. В таком случае, если мы составляем одну церковь с новаторской церковью Греции, и, поскольку она признанная церковь и осуждает действительно, тогда Ваше осуждение совершенно действительно и, как мы выше упомянули и теперь повторяем, Вы уже низвержены. В таком случае, что Вы хотите и чем пользуетесь, православные христиане? И почему не уважаете решение своей Церкви? Вы, значит, ослушник и бунтовщик перед Церковью, и это позор для Вас говорить, что Вы православный христианин. Мы, благодатию Христовой, принадлежим Единой, Святой, Соборной и Восточной Церкви и в Еë имя приняли епископский сан, а не во имя злославной раскольнической церкви. Мы удивляемся, высокопреподобный, не из-за Вас, а из-за Ваших последователей и прежде всего клириков, какое окаменение душевное с ними случилось, что видят, как Вы пишете, что принадлежите церкви Греции, что она имеет благодать и что еë действия имеют силу, и ещë следуют Вам. Но, согласно евангельским словам, придёт время, когда прельстятся и избранные. И снова: "Много званных, а мало избранных". И после всего этого вы ещë имеете дерзость и бесстыдство писать в своей Энциклике от 1 июня 1944 г., что пусть никто не скажет, что не стоит труда быть старостильником и подвергаться гонениям, насмешкам и т. д. Значит, стоит труда быть старостильником, но получать и благодать от злославной церкви Греции, чтобы не попасть под клятвы и анафемы Святых Отцов? Таким образом Вы поклонились и Богу и сатане.
Согласно евангельским словам, Вы поклонились и Богу и маммоне. Такое, возлюбленные о Господе чада, несчастье всех архиереев, пришедших из злославия, и пусть всякий из вас откроет хорошо свои душевные очи, чтобы видеть где точно находится истина. Вам, чада мои о Господе возлюбленные, согласно Третьему правилу Третьего Вселенского Собора, "вообще повелеваем, чтобы единомудрствующие с православным и вселенским собором члены клира отнюдь никаким образом не были подчинены отступившим или отступающим от православия епископам". По мудрому Вриению, "я далек от того, чтобы говорить и думать, что недостоверны и неправильны слова Святых, потому что это слова Духа"."Аще кто с отлученным от общения церковнаго помолится, хотя бы это было в доме, таковый да будет отлучен"(Десятое правило Апостолов). "Да не будет же позволено имети общение с отлученными от общения, ниже сходитися в домы молитися с ними" (Второе правило Антиохийского собора). "Не подобает молитися с еретиком или отщепенцем" (33-ое правило Лаодикийского собора). "Будем отвращаться от их мнения, и подобает избегать общения с ними" (голос Великого Василия). Патриарх Константинополя Герман Второй писал киприотам: "Заповедую всем вам на Кипре мирянам, истинным чадам соборной Восточной Церкви, бежать без оглядки от священников, поддавшихся латинскому подчинению, и не собираться в их церквах, ни случайное благословение из рук их не принимать. Ибо лучше в ваших домах молиться Богу наедине, чем собираться в церквах с латиномыслящими, а в противном случае вы понесëте одно наказание с ними".
Ибо как может иметь Благодать Святого Духа имеющий злославные мнения? […]
Но стойте и держите Предания, которым вы были научены либо словом, либо нашим посланием, по Блаженному Павлу. Ибо по этому Апостолу: "Вера наша не в мудрости человеческой, но в силе Божией" (1Кор. 2, 5). Оставайтесь верными и непреклонными во всем, чему вы научились, что услышали, видели и узнали в Святой нашей Церкви, и всë истинное, всë честное, всë чистое, всë моральное, всë святое и праведное делайте, в этом оставайтесь, и Бог любви и мира и Отец Господа нашего Иисуса Христа и благодать Всесвятого Его Духа да будет со всеми вами, братие. Аминь.
Во Священном и честном монастыре Госпожи Богородицы Певковуноиатриссы Кератеи Аттики.
21 сентября 1944 г.
Последний среди Епископов
+ Вресфенский Матфей

На Главную страницу
Святая Русь 2003 год


Hosted by uCoz