Ответы Блаженнейшего Архиепископа
Андрея Афинского на вопросы о хиротесии 1971 года
Письмо 1897/4.1.1984. (K.G.O. 1984/сс.102-103): Архиепископ от
имени Св. Синода монаху Дамаскину
(...) Отвечаем на Ваши вопросы о хиротесии:
1. Мы приняли духовное общение с Русским Синодом после устной
декларации — подтверждения согласия и единства в вере, то есть в
Исповедании Веры-Экклизиологии Церкви ИПХ.
2. Мы приняли хиротесию как внешнее и чисто формальное действие с целью
уничтожения повода к упрёкам в противоканоничности, использовавшегося
последователями бывшего Флоринского, то есть акакианами,
сопротивляющимися единству; а не как нечто, затрагивающее или унижающее
наше иерархическое достоинство, бывшее догматически полным и совершенным.
3. Мы признаём, что были канонические нарушения формы, но нас подвигло
известие нашей Эксархии, что русские выразили истинное исповедание веры.
Однако, когда стало выявляться противоположное, после безуспешных
попыток, продолжавшихся около 4 лет, мы были вынуждены разорвать
духовное общение, не придавая значения вопросу о хиротесии, поскольку от
неë нам ничего ни добавилось, ни убавилось. Вам следует по этому
вопросу спросить русский синод, во что он верует и каково положение
после разрыва, поскольку после 1976 года их синод передал это Великому
Собору, который до сего дня молчит. Для нас вопрос продолжения диалога с
ними за общим столом открыт, и тогда мы увидим больше, чем знаем
сегодня.
4. Да, как выяснилось, деяние 1971 года было разбойническим,
подготовленным заранее врагами Церкви. Синод определённо осознаёт так
же, как и Вы, это разбойническое действие, продолжавшееся и после 1971
года, и после 1975-го, и после 1977-го, и после 1979-го, и сейчас, когда
Вы пишете выше о "бывших Флоринском и Кикладском, ушедших из этой жизни
в добром исповедании". Да, это также имеет отношение к продолжавшемуся
действию против Церкви. (...)
Комментарий "Кирикса" на это письмо, стр. 103:
"Св. Синод не отверг ничего, но всего лишь подчëркивает:
1) Он прервал
общение с Русским Зарубежным Синодом в 1976 г. из-за
непоследовательности Русского Синода в Омологии.
2) Действие хиротесии не имеет особого значения,
поскольку оно ничего ни добавило, ни убавило, но являлось внешним
формальным действием.
3) Никто не может оспорить, что действие Русского
Синода противоречиво, что в первую очередь касается того Собора.
4) Противоречивость решения есть плод действий тех,
кто тогда действовал закулисно и требовал приведения Восьмого правила.
Эти продолжающиеся до сих пор действия действительно разбойнические.
Эти разбойнические действия хотел защитить и монах Дамаскин и другие,
которые, продолжая то же самое, подняли после 1971 г. вопрос
Варикопулоса и теперь говорят о "перерукоположении"!
Цель всего этого была и есть только одна: осквернение Апостольского
Преемства наших Архиереев, в чëм они не преуспели.
О том, что Церковь приняла и какого мнения придерживается касательно
"хиротесии" от 1971 г., вот голос Св. Синода:
"… и снова, поступая по любви ради неознакомленных, [Синод] повторяет,
что наше духовное общение и единство с Русской Церковью в 1971 г.
произошло: "…после того как было прочитано во всеуслышание Синода
Русских Епископов Изложение Веры нашей Церкви, и только после того, как
русские горячо исповедали и согласились с исповеданием нашей
Православной Веры и пообещали прислать своё исповедание и в письменном
виде, таким образом соединившись с нами "в одном уме и в одном мнении
[воле]", и Христос стяжал их, то есть получилось больше — Православное
Исповедание, как повелевают божественные и священные каноны, и вместе с
исповеданием произошло и признание православного и действительного
Архиерейства наших Архиереев, и что особенного в том, что наши Архиереи
показали должное христианское и братолюбивое смирение и приняли
совершенно формальное и не существенное выполнение внешней формы
хиротесии?…
Наши Архиереи имели Архиерейство полное и совершенное с самого момента
своей хиротонии и не нуждались ни в каком дополнении, в благодатном и
догматичеком смысле, то есть ими была получена вся полнота Архиерейства,
они Архиерейство имели и имеют полным и действенным, а русские не
дополнили их Архиерейство, но ПРИЗНАЛИ уже сущестовавшее Архиерейство,
а не несуществовавшее. Имевшая место хиротесия была ничем иным, как
совершением внешней формы, и это с единственной целью заградить уста
флорино-авксентиан, "издавна для этого греха вписанных" и всегда
противоглаголящих и сопротивляющихся истине, чтобы от них был отнят
этот аргумент… ("Восстановление Истины", Афины 1974, стр. 24-25).
Также в Деяниях Св. Собора Иерархии подчëркивается следующее, из-за
постоянно повторяемых утверждений г. Авксентия и других:
"… Хиротесия была принята после устного уверения Эксархии, что
Русский Синод принял Экклисиологию-Омологию Веры и что хиротесия
представляет собою простое благословение — разрешительную молитву как
внешнее формальное действие с целью соединения и благоустроения Св.
Борьбы Церкви… (Второе Деяние Св. Собора Иерархии, 19-8-1981).]
На Главную
страницу.
Святая Русь, 2003.