Старостильный экуменизм и Богословский Диалог Истинно-Православной Церкви со старостильными группировками



Антоний Марку     Антоний Марку, редактор "Орфодоксон Пнои"

В течение последних десятилетий тема Богословского Диалога по проблеме уврачевания раскола 1937 года занимала и занимает Мать Церковь. И это естественно, потому что, с одной стороны, единство верных в Теле Церкви является "догматом догматов", а с другой потому что флоринский раскол 1937 г. не только ослабил в пользу новокалендаризма Священную Православия ради Борьбу, но ранил и Тело Церкви. Поэтому необходимо отметить, что для исцеления расколов требуется подлинный Богословский Диалог "в любви и истине", а не пародия диалога, которая может только прикрыть прежний грех, вызывая, таким образом, еще более серьезный. В этом направлении  и написана статья, чтобы внести свой вклад к пониманию того, что говоря "Богословский Диалог", мы думаем только об этом и ни о чем другом.

Исповедная совесть Истинно-Православной Церкви в Греции

Церковь Христова прежде всего верит и исповедует (помимо прочего) что она ЕДИНСТВЕННА. Эту ЕДИНСТВЕННУЮ Церковь Христову продолжает и после 1924, т.е. после новостильного раскола, Церковь ИПХ Греции, которая является ЕДИНСТВЕННОЙ Церковью Христовой на греческой территории. ЕДИНСТВЕННАЯ Церковь Греции, т.е. Истинно-Православная Церковь Греции, имеет ЕДИНСТВЕННУЮ административную власть (т.е. один Синод) и ОДНОГО Председателя (Его Блаженство Архиепископа Афинского г.г Андрея). Однако сегодня под именем ИПХ (или без него), в старостилии объявляются и другие «Синоды», конкретно:
- «Архиепископа» Хризостома Киусиса (10 "епископов")
- «Архиепископа» Максима Валианату (10 "епископов")
- «Митрополита" Фтиотидского Каллиника Ханиотиса (7 "епископов")
- «Митрополита» Пирейского Иерофея Киндиниса (4 "епископа")
- «Митрополита» Оропоского Киприана Куцумбы (10 "епископов")
- «Митрополита» Мессенийского Григория Русиса (5 "епископов")
Все эти Синоды сформировались в промежутке между 1985 и 1995 годами. Существуют еще четыре независимых епископа на греческих просторах и пять за границей. За границей, также, все более и более активными становятся две большие юрисдикции, которые откололись от Авксентьевской группировки: «Автономная и автокефальная Церковь Милана, Западной Европы и Канады», которую возглавляет «Архиепископ» Милана и всея Лонгобардии и "Митрополит" Западной Европы и Канады г. Евлогий (с Синодом из 5-ти "епископов") и "Миссионерская Православная Архиепископия Америки", которую возглавляет " Архиепископ " г. Панкратий, "Митрополит" Василупольский и всея Америки (с Синодом из 6 "епископов").
Все они, изойдя от первоначальной раскольнической группировки бывшего Флоринского Хризостома (1937), присваивают себе в буквальном смысле не только качества " Митрополита ", "Архиепископа" и "Священного Синода", но и "Церкви ИПХ" и, по их мнению, они "ветви Единой Церкви", согласно экуменической теории. Следовательно, мы имеем вопиющий феномен старостильного экуменизма, который еще более опасен, чем новостильный.
Истинно-Православная Церковь Греции (ИПХ) с 1924 года, когда произошел новостильний раскол, и с 1937, когда случился флоринский раскол, остается Единственной, имеет Один Синод, Одного Архиепископа и Канонических и Истинных Архиереев. Поэтому Она, последовательна Себе Самой, Своей Вере и Омологии, приходящих к Ней из различных старостильных группировок принимает с Исповеданием Веры, Миром (если они там крестились) и хиротесией, если речь идет о клириках. (см. относительно этого Решение Св. Синода от 18.8.1982, К.Г.0. 1985, стр. 133- 134). Именно поэтому она всегда открыта и предлагает и имеет в виду Богословский Диалог "в Любви и Истине", потому что только таким способом она может противостоять не "ветвям", но расколу или иначе она опровергает саму себя.

Истинно-Православная Церковь и раскол пяти Митрополитов

Старостильный экуменизм пропагандируется в последнее время и позицией кое-кого по отношению к расколу (схизмоереси) пяти бывших Митрополитов, которые подтвердили официально свой раскол в Мае-Июне 1995. Тема началась вскоре после официального потверждения их раскола такими нашептываниями, что де «у нас никаких различий с пятью», «у нас то же верую» и др. и это превратилось в «провозглашение с амвона», что де «не существует никакого движения против Церкви», «пять митрополитов наши собственные жертвы», «движение существует в фантазии некоторых»!
Всем тем, кто, либо потому что у них какое-то особые намерения, либо потому, что заблуждаются, открыто проповедует эти дерзкие выдумки, надо серьезно принять во внимание следующее:
Хотя Церковь ИПХ Греции открыта и к «пяти», у нас не «то-же верую», как это видно из их еретических сочинений (второе и третье окружное послание), и поэтому для Богословского Диалога с ними нужно большое внимание и он возможен лишь после того, как они покажут элементарную ответственность и искренность. Церковь ИПХ Греции и после отделения пяти ЕДИНСТВЕННА, у нее ОДИН Предстоятель и ОДНА Иерархия. Священный Синод, который возглавляет Блаженейший Архиепископ, совершенно обоснованно, является Законной и Канонической Властью Истинно-Православной Церкви, каковую мы и признаем и ей подчинаемся.
Церковь ИПХ Греции не имеет другой Иерархии. В 1995 г. пять бывших Митрополитов отделились и самоотторглись своими антиканоническими действиями и потому что предварительно отреклись Истины. Прежде всего, это является причиной, почему они сами обретаются вне Церкви. Священный Синод сразу им противостал, как к раскольникам, поэтому он их в начале провозгласил лишенными кафедр и запретил в служении. Как схизмоеретики и разрушители канонического порядка и сущие вне Церкви, пять митрополитов, как и все раскольнические группировки, не представляют никаким образом Истинно-Православную Церковь, в то время как каждое действие их беззаконно, не имеет силы и ни на чем не основано.
Вину пяти митрополитов, кроме раскола, отягчает еще и множество печальных деяний, имеющих не только церковные, но и уголовные последствия. Это ложные клятвы и лжесвидетельства в государственных судах, «ложные заявления перед властью», незаконное удержание и злоупотребление церковными деньгами (от клириков и мирян), угрозы смертью, направленные к свидетелям в судебном зале, клевета «устная и письменная» против церковных и частных лиц, обращение и поиски помощи у государственных лиц и т.п. Этих преступлений ни в коем случае невозможно простить, если предварительно нет искреннего и доказанного на деле покаяния у виновников и публичной реабилитации жертв. Но и в этом случае церковная практика очень строга, особенно относительно Епископов, потому что именно Епископу, который является «оком Церкви», не позволяется не знать, что предусматривается священными Канонами и где границы его компетенции.
Характерен недавний и всем известен случай раскольнических архиереев в «Болгарской Патриархии», в которой после падения коммунистического режима произошел раскол. «Большой и Внеочередной Собор», который недавно был созван в Софии и на котором приняли участие все «Патриархи» и «Архиепископы», под председательством г. Варфоломея., «сместил» с понижением инициатора раскола и признал хиротонии остальных, но после покаяния. Раскольнические епископы вошли в храм Святого Александра Невского, где заседал «Большой Собор», поклонились Св. Трапезе, положили на нее свои панагии и «сделали метание» «перед Патриархом Болгарии Максимом» как простые монахи. Далее они опять получили степени Епископов, НЕ с предоставлением, конечно, Епископских Кафедр, но оставаясь в распоряжении Церкви, которую уязвили своим расколом.
И чтобы никто не мог сказать, что «это касается новостильников», напоминаем, что в 1923г. именно тем же образом Патриарх Московский Тихон принял епископов, которые пали в раскол т.н. "Живой Церкви" (один из них был митрополит Сергий, в будущем ответственный за подчинения Русской Церкви советскому режиму). Надо заметить, что когда Патриарх вернул панагии покаявшимся Митрополитам, присутствующий клир и верный народ выражал недоверие Сергию. Один честной инок пророчески сказал: "Святейший, не принимайте его, потому что опять предаст Церковь", что действительно случилось в 1927 году.
Надо, следовательно, понять что все, что предусматривают Св. Каноны относительно раскольников, действительно для всех без исключения, а не выборочно, сообразно с намерениями или обязательствам или тайным мотивами. Но что касается пяти митрополитов, ситуация особенно трудна, потому что вклиниваются и серьезные (вероисповедные – ред.) причины Православия, потому что они не только являются разрушителами канонического порядка и раскольниками, но они тоже впали и в страшные ереси.
Не имеет значения и то утверждение, что «между пятью находятся отцы и братья наши, друзья и родственники и значит нам надо смотреть на них по-другому». Ведь и в новостильном расколе и в  старостильных раскольнических группировках есть «наши люди». Напротив, существование «наших людей» в расколах делает боль большей и необходимость их о Боге исцеления более настоятельной.

История инициативы Богословского Диалога.

Попытка начала Богословского Диалога для исцеления раскола 1937 г началась посланием №1616/8.2.1980 Блаженейшего Архиепископа Андрея тогдашнему «Архиепископу» акакиевской группировки г. Авксентию. До Декабря 1983 г. написано 12 писем (2 авксентьевцами и 14.1.1983 назначена Св. Синодом Коммисия для Богословского Диалога (см. Диалог в любви и истине для во Христе единства, К.Г.0, 1984). Эта первая попытка претерпела неудачу в Декабре 1984 из-за нового раскола в группировке Авксентиевцев и разделения Авксентия-Геронтия и с нейтральностью г. Киприана.
В следующей попытке Св. Синод обратился ко главам уже расколотой акакиевско-авксентиевской группировки, т.е. гг. Авксентию Пастрасу, Хрисостому Киусису и Киприану Куцумбе. Ответ был только со стороны архиепископа акакиевской группировки г. Хрисостома Киусиса и с ними обновился богословский диалог и продвигнулся до некоторой степени и имел определенные результаты. Эта попытка оборвалась в 1992 г. расколами с обеих сторон, которые официально оформились в 1995 г. (Отделение пяти бывших Митрополитов от Церкви и гг. Калиника и Евфимия от группировки г. Хрисостома).
Новая сегодняшняя попытка продолжения этого действительно "в любви и истине" богословского диалога хронологически третья. Поясняем и подчеркиваем, что требуется Диалог не только с группировкой г. Хрисостома, потому что она (хотя и большая) не представляет совокупность Акакиевцев-Авксентиевцев и вообще Флоринитов. Проблеме надо противостать в целом, а не частично. Мы убеждены, что Св. Синод должен направить опять некоторое приглашение-предложение и другим группировкам и, если те не дадут ответа, «всем будет видно, что они люди неверные» (Пидалион, прим. 2 к 99-му Канону Карфагенского Собора). Мы верим, что это понудит следованию Православной Омологии- Экклисиологии. Диалог Церкви с группировкой г. Хрисостома не решает более широкой проблемы группировок. Он необходим, чтобы открыть дорогу к исцелению всех расколов - группировок, и мы думаем, что это единственный способ изолирования спекулянтов и хулителей.
Мы думаем, что решение этой серьезной проблемы (спекулянтов и т.д.) проходит через богословский диалог. Диалог, который решит не только исповедные-экклисиологические проблемы, но и проблемы канонического характера и Апостольского Преемства. Поэтому необходимо, чтобы Диалог включал ВСЕ темы, которые разделяют и не только те, которые РАЗДЕЛЯЮТ СЕГОДНЯ (как это предлагал в одном своем письме «Архиепископ» Хризостом). Если не вернемся в 1937 г. и не вскроем подлинные церковные причины раскола, он не исцелится, но только возникнут новые сложности.
«Пусть будет испытано мирно то, что нас разделяет, чтобы этим мирным испытанием окончилось заблуждение, помощью Божией, и явилась правда» (согласно пятому решению Карфагенского Собора).

На главную страницу

Святая Русь 2003


Hosted by uCoz