Старостильный
экуменизм и Богословский Диалог Истинно-Православной Церкви со
старостильными группировками
Антоний Марку, редактор "Орфодоксон Пнои"
В течение последних десятилетий тема Богословского Диалога по проблеме
уврачевания раскола 1937 года занимала и занимает Мать Церковь. И это
естественно, потому что, с одной стороны, единство верных в Теле Церкви
является "догматом догматов", а с другой потому что флоринский раскол
1937 г. не только ослабил в пользу новокалендаризма Священную
Православия ради Борьбу, но ранил и Тело Церкви. Поэтому необходимо
отметить, что для исцеления расколов требуется подлинный Богословский
Диалог "в любви и истине", а не пародия диалога, которая может только
прикрыть прежний грех, вызывая, таким образом, еще более серьезный. В
этом направлении и написана статья, чтобы внести свой вклад к пониманию
того, что говоря "Богословский Диалог", мы думаем только об этом и ни о
чем другом.
Исповедная совесть
Истинно-Православной Церкви в Греции
Церковь Христова прежде всего верит и
исповедует (помимо прочего) что она ЕДИНСТВЕННА. Эту ЕДИНСТВЕННУЮ
Церковь Христову продолжает и после 1924, т.е. после новостильного
раскола, Церковь ИПХ Греции, которая является ЕДИНСТВЕННОЙ Церковью
Христовой на греческой территории. ЕДИНСТВЕННАЯ Церковь Греции, т.е.
Истинно-Православная Церковь Греции, имеет ЕДИНСТВЕННУЮ административную
власть (т.е. один Синод) и ОДНОГО Председателя (Его Блаженство
Архиепископа Афинского г.г Андрея). Однако сегодня под именем ИПХ (или
без него), в старостилии объявляются и другие «Синоды», конкретно:
- «Архиепископа» Хризостома Киусиса (10 "епископов")
- «Архиепископа» Максима Валианату (10 "епископов")
- «Митрополита" Фтиотидского Каллиника Ханиотиса (7 "епископов")
- «Митрополита» Пирейского Иерофея Киндиниса (4 "епископа")
- «Митрополита» Оропоского Киприана Куцумбы (10 "епископов")
- «Митрополита» Мессенийского Григория Русиса (5 "епископов")
Все эти Синоды сформировались в промежутке между 1985 и 1995 годами.
Существуют еще четыре независимых епископа на греческих просторах и пять
за границей. За границей, также, все более и более активными становятся
две большие юрисдикции, которые откололись от Авксентьевской
группировки: «Автономная и автокефальная Церковь Милана, Западной Европы
и Канады», которую возглавляет «Архиепископ» Милана и всея Лонгобардии
и "Митрополит" Западной Европы и Канады г. Евлогий (с Синодом из 5-ти
"епископов") и "Миссионерская Православная Архиепископия Америки",
которую возглавляет " Архиепископ " г. Панкратий, "Митрополит"
Василупольский и всея Америки (с Синодом из 6 "епископов").
Все они, изойдя от первоначальной раскольнической группировки бывшего
Флоринского Хризостома (1937), присваивают себе в буквальном смысле не
только качества " Митрополита ", "Архиепископа" и "Священного Синода",
но и "Церкви ИПХ" и, по их мнению, они "ветви Единой Церкви", согласно
экуменической теории. Следовательно, мы имеем вопиющий феномен
старостильного экуменизма, который еще более опасен, чем новостильный.
Истинно-Православная Церковь Греции (ИПХ) с 1924 года, когда произошел
новостильний раскол, и с 1937, когда случился флоринский раскол,
остается Единственной, имеет Один Синод, Одного Архиепископа и
Канонических и Истинных Архиереев. Поэтому Она, последовательна Себе
Самой, Своей Вере и Омологии, приходящих к Ней из различных
старостильных группировок принимает с Исповеданием Веры, Миром (если они
там крестились) и хиротесией, если речь идет о клириках. (см.
относительно этого Решение Св. Синода от 18.8.1982, К.Г.0. 1985, стр.
133- 134). Именно поэтому она всегда открыта и предлагает и имеет в виду
Богословский Диалог "в Любви и Истине", потому что только таким
способом она может противостоять не "ветвям", но расколу или иначе она
опровергает саму себя.
Истинно-Православная Церковь и раскол
пяти Митрополитов
Старостильный экуменизм
пропагандируется в последнее время и позицией кое-кого по отношению к
расколу (схизмоереси) пяти бывших Митрополитов, которые подтвердили
официально свой раскол в Мае-Июне 1995. Тема началась вскоре после
официального потверждения их раскола такими нашептываниями, что де «у
нас никаких различий с пятью», «у нас то же верую» и др. и это
превратилось в «провозглашение с амвона», что де «не существует никакого
движения против Церкви», «пять митрополитов наши собственные жертвы»,
«движение существует в фантазии некоторых»!
Всем тем, кто, либо потому что у них какое-то особые намерения, либо
потому, что заблуждаются, открыто проповедует эти дерзкие выдумки, надо
серьезно принять во внимание следующее:
Хотя Церковь ИПХ Греции открыта и к «пяти», у нас не «то-же верую», как
это видно из их еретических сочинений (второе и третье окружное
послание), и поэтому для Богословского Диалога с ними нужно большое
внимание и он возможен лишь после того, как они покажут элементарную
ответственность и искренность. Церковь ИПХ Греции и после отделения пяти
ЕДИНСТВЕННА, у нее ОДИН Предстоятель и ОДНА Иерархия. Священный Синод,
который возглавляет Блаженейший Архиепископ, совершенно обоснованно,
является Законной и Канонической Властью Истинно-Православной Церкви,
каковую мы и признаем и ей подчинаемся.
Церковь ИПХ Греции не имеет другой Иерархии. В 1995 г. пять бывших
Митрополитов отделились и самоотторглись своими антиканоническими
действиями и потому что предварительно отреклись Истины. Прежде всего,
это является причиной, почему они сами обретаются вне Церкви. Священный
Синод сразу им противостал, как к раскольникам, поэтому он их в начале
провозгласил лишенными кафедр и запретил в служении. Как схизмоеретики и
разрушители канонического порядка и сущие вне Церкви, пять
митрополитов, как и все раскольнические группировки, не представляют
никаким образом Истинно-Православную Церковь, в то время как каждое
действие их беззаконно, не имеет силы и ни на чем не основано.
Вину пяти митрополитов, кроме раскола, отягчает еще и множество
печальных деяний, имеющих не только церковные, но и уголовные
последствия. Это ложные клятвы и лжесвидетельства в государственных
судах, «ложные заявления перед властью», незаконное удержание и
злоупотребление церковными деньгами (от клириков и мирян), угрозы
смертью, направленные к свидетелям в судебном зале, клевета «устная и
письменная» против церковных и частных лиц, обращение и поиски помощи у
государственных лиц и т.п. Этих преступлений ни в коем случае невозможно
простить, если предварительно нет искреннего и доказанного на деле
покаяния у виновников и публичной реабилитации жертв. Но и в этом
случае церковная практика очень строга, особенно относительно
Епископов, потому что именно Епископу, который является «оком Церкви»,
не позволяется не знать, что предусматривается священными Канонами и где
границы его компетенции.
Характерен недавний и всем известен случай раскольнических архиереев в
«Болгарской Патриархии», в которой после падения коммунистического
режима произошел раскол. «Большой и Внеочередной Собор», который недавно
был созван в Софии и на котором приняли участие все «Патриархи» и
«Архиепископы», под председательством г. Варфоломея., «сместил» с
понижением инициатора раскола и признал хиротонии остальных, но после
покаяния. Раскольнические епископы вошли в храм Святого Александра
Невского, где заседал «Большой Собор», поклонились Св. Трапезе, положили
на нее свои панагии и «сделали метание» «перед Патриархом Болгарии
Максимом» как простые монахи. Далее они опять получили степени
Епископов, НЕ с предоставлением, конечно, Епископских Кафедр, но
оставаясь в распоряжении Церкви, которую уязвили своим расколом.
И чтобы никто не мог сказать, что «это касается новостильников»,
напоминаем, что в 1923г. именно тем же образом Патриарх Московский Тихон
принял епископов, которые пали в раскол т.н. "Живой Церкви" (один из
них был митрополит Сергий, в будущем ответственный за подчинения
Русской Церкви советскому режиму). Надо заметить, что когда Патриарх
вернул панагии покаявшимся Митрополитам, присутствующий клир и верный
народ выражал недоверие Сергию. Один честной инок пророчески сказал:
"Святейший, не принимайте его, потому что опять предаст Церковь", что
действительно случилось в 1927 году.
Надо, следовательно, понять что все, что предусматривают Св. Каноны
относительно раскольников, действительно для всех без исключения, а не
выборочно, сообразно с намерениями или обязательствам или тайным
мотивами. Но что касается пяти митрополитов, ситуация особенно трудна,
потому что вклиниваются и серьезные (вероисповедные – ред.) причины
Православия, потому что они не только являются разрушителами
канонического порядка и раскольниками, но они тоже впали и в страшные
ереси.
Не имеет значения и то утверждение, что «между пятью находятся отцы и
братья наши, друзья и родственники и значит нам надо смотреть на них
по-другому». Ведь и в новостильном расколе и в старостильных
раскольнических группировках есть «наши люди». Напротив, существование
«наших людей» в расколах делает боль большей и необходимость их о Боге
исцеления более настоятельной.
История инициативы Богословского
Диалога.
Попытка начала Богословского Диалога
для исцеления раскола 1937 г началась посланием №1616/8.2.1980
Блаженейшего Архиепископа Андрея тогдашнему «Архиепископу» акакиевской
группировки г. Авксентию. До Декабря 1983 г. написано 12 писем (2
авксентьевцами и 14.1.1983 назначена Св. Синодом Коммисия для
Богословского Диалога (см. Диалог в любви и истине для во Христе
единства, К.Г.0, 1984). Эта первая попытка претерпела неудачу в Декабре
1984 из-за нового раскола в группировке Авксентиевцев и разделения
Авксентия-Геронтия и с нейтральностью г. Киприана.
В следующей попытке Св. Синод обратился ко главам уже расколотой
акакиевско-авксентиевской группировки, т.е. гг. Авксентию Пастрасу,
Хрисостому Киусису и Киприану Куцумбе. Ответ был только со стороны
архиепископа акакиевской группировки г. Хрисостома Киусиса и с ними
обновился богословский диалог и продвигнулся до некоторой степени и имел
определенные результаты. Эта попытка оборвалась в 1992 г. расколами с
обеих сторон, которые официально оформились в 1995 г. (Отделение пяти
бывших Митрополитов от Церкви и гг. Калиника и Евфимия от группировки
г. Хрисостома).
Новая сегодняшняя попытка продолжения этого действительно "в любви и
истине" богословского диалога хронологически третья. Поясняем и
подчеркиваем, что требуется Диалог не только с группировкой г.
Хрисостома, потому что она (хотя и большая) не представляет совокупность
Акакиевцев-Авксентиевцев и вообще Флоринитов. Проблеме надо
противостать в целом, а не частично. Мы убеждены, что Св. Синод должен
направить опять некоторое приглашение-предложение и другим группировкам
и, если те не дадут ответа, «всем будет видно, что они люди неверные»
(Пидалион, прим. 2 к 99-му Канону Карфагенского Собора). Мы верим, что
это понудит следованию Православной Омологии- Экклисиологии. Диалог
Церкви с группировкой г. Хрисостома не решает более широкой проблемы
группировок. Он необходим, чтобы открыть дорогу к исцелению всех
расколов - группировок, и мы думаем, что это единственный способ
изолирования спекулянтов и хулителей.
Мы думаем, что решение этой серьезной проблемы (спекулянтов и т.д.)
проходит через богословский диалог. Диалог, который решит не только
исповедные-экклисиологические проблемы, но и проблемы канонического
характера и Апостольского Преемства. Поэтому необходимо, чтобы Диалог
включал ВСЕ темы, которые разделяют и не только те, которые РАЗДЕЛЯЮТ
СЕГОДНЯ (как это предлагал в одном своем письме «Архиепископ»
Хризостом). Если не вернемся в 1937 г. и не вскроем подлинные церковные
причины раскола, он не исцелится, но только возникнут новые сложности.
«Пусть будет испытано мирно то, что нас разделяет, чтобы этим мирным
испытанием окончилось заблуждение, помощью Божией, и явилась правда»
(согласно пятому решению Карфагенского Собора).
На главную страницу
Святая
Русь 2003